В разгар противостояния команды Евгения Куйвашева и мэрии Екатеринбурга зимой 2016 года губернаторские СМИ что есть силы отрабатывали тезис «екатеринбургский рекламный рынок – это теневые доходы городской администрации», которые в том числе тратятся на борьбу с главой региона. Полномочия в данной сфере с муниципального уровня силой забрали в ведение свердловского Мингосимущества и под бурные овации на трассе в аэропорт Кольцово начали спиливать незаконные рекламные конструкции, «кормившие» не тех чиновников, пишет «Уралинформбюро».
Кто-то из рекламщиков этому успел порадоваться, кто-то покрутил пальцем у виска, и все они стали ждать, что будет дальше. А дальше, как известно, наступило «водное перемирие» – в середине мая вице-мэр Екатеринбурга Владимир Тунгусов стал главой администрации губернатора. И рынок наружной рекламы пришел в ступор – от изумления и неразберихи.
Прошло полгода, что даже для спавшего в кризис рекламного бюджета – огромный срок и большие деньги. Счет в этом екатеринбургском бизнесе идет на миллиарды рублей. А единственный аукцион по площадкам для размещения рекламных конструкций МУГИСО смогло провести только в ноябре, да и то неудачно – его результаты были отменены по решению антимонопольной службы.
Чиновники екатеринбургской мэрии на заседании комиссии гордумы по управлению муниципальной собственностью 6 декабря едва скрывали радость от неудачи областных коллег. «В 2015 году бюджет Екатеринбурга получил от сдачи в аренду мест для размещения рекламы 244 миллиона рублей, в 2016 – 66 миллионов, в 4 раза меньше», – сообщила депутатам руководитель отдела рекламы городского департамента по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) Елена Волкова.
Согласно статистике ДУМИ, за период исполнения «рекламных» полномочий городскими властями было организовано 11 конкурсов на право аренды 1 405 участков. Волкова не удержалась от шпильки: «Горадминистрацией было проведено 11 конкурсов, и все попытки обрушить эти торги не состоялись».
К слову, областной конкурс был отменен по жалобе никому не известной челябинской фирмы. То, что «подставу» для МУГИСО организовала именно мэрии, проучив коллег, доказать невозможно. Но то, что юристы министерства оказались к ней не готовы и не смогли отстоять позицию ведомства в отсутствие находящегося под следствием экс-министра Алексея Пьянкова – пошло в зачет горадминистрации.
В докладе Елены Волковой был еще один любопытный момент. По ее словам, с начала 2016 года в Екатеринбурге было выявлено 138 незаконных рекламных конструкций и произведен их демонтаж. Когда депутаты попросили уточнить, во сколько обошлись эти работы бюджету – она, а следом и другие чиновники мэрии лишь развели руками, пояснив, что "демонтаж проводился спецавтобазой в рамках текущей работы, а потому посчитать невозможно".
Источники «Уралинформбюро» в МУГИСО легко называют две цифры: 15 тысяч рублей – реальная себестоимость этих работ и 45 тысяч – средняя стоимость по контрактам, заключаемым министерством с ООО «Проектно-сметное бюро», учредителем которого является некто Максим Кудрявцев. Последний считается другом ныне отстраненного от работы заместителя главы МУГИСО Александра Самбурского, руководившего ведомством после ареста Алексея Пьянкова.
По официальным данным МУГИСО, озвученные Еленой Волковой 138 рекламных конструкций – это только те, которые разобрали сами собственники. В реальности же по предписанию министерства с начала текущего года было демонтировано 1 038 незаконных объектов. «В начале года была проведена ревизия объектов на территории Екатеринбурга. Всего специалисты насчитали 5 140 рекламных конструкций, из которых 4 334 было установлено незаконно», – сообщила «Уралинформбюро» советник главы МУГИСО Юлия Вершецкая.
По словам экспертов, демонтаж конструкции – дело хлопотное. Для этого нужно сначала признать ее незаконной – собрать комиссию, которая составит соответствующий акт, потом в суде добиться вердикта о демонтаже, затем организовать конкурс на проведение работ. Договориться – проще, причем и собственникам, и чиновникам. «Появились даже компании, работавшие по такому принципу: им заранее в мэрии сообщали о том, когда именно их конструкции приедут демонтировать. Они сами их разбирали, отчитывались о демонтаже, а на следующий день устанавливали по новой», – рассказал «Уралинформбюро» один из участников рекламного рынка на условии анонимности.
С учетом того, что четверть конструкций, установленных коммерсантами официально, приносила в городскую казну ежегодный доход в 250 миллионов рублей, сумма «теневого рынка» могла достигать миллиарда рублей, как и заявляли представители региональных властей. И теперь стоит вопрос, кто будет контролировать этот лакомый кусок, решать какие конструкции стоит признавать незаконными в первую очередь – чиновники в мэрии или в МУГИСО?
«В городе сейчас действительно ситуация, которую можно охарактеризовать, как хаос. Множество билбордов стоит без разрешения, появились компании, начавшие работать в «дикую». Но они еще до МУГИСО появились – конструкции ни с кем не согласовывали, а у городских чиновников не хватало сил с ними бороться. Особенно на трассах возле города – там мэрия даже не бралась разбираться. На мой взгляд, лишь когда полномочия были переданы в министерство, начали наводить порядок», – заявил «Уралинформбюро» директор рекламной фирмы «Ай», один из основателей рынка билбордов в Екатеринбурге Андрей Заборов. По его мнению, трудности «переходного периода» были неизбежны. Но зато была надежда, что в ближайшие два года рынок будет упорядочен. «МУГИСО, в отличие от мэрии, действительно начало эту работу – составляются планы, концепции. А самое главное – есть политическая воля навести порядок», – подчеркнул Заборов.
МУГИСО объявило о проведении во второй половине декабря трех аукционов по рекламным площадкам. Но, по сути, это уже не играет никакой роли. 13 декабря 2016 года региональный парламент утвердит изменения в положение «О работе правительства Свердловской области», по которому деятельность всех министерств теперь будет курировать первый вице-губернатор Владимир Тунгусов. После этого вопрос о возврате полномочий по рекламе в мэрию Екатеринбурга – вопрос технический. Подобная схема «двух ключей» в руках областного Минстроя и горадминистрации уже заявлена по градостроительным полномочиям. Суть в том, что ключи эти будут лежать в тунгусовских руках.