Правила игры на дне пивной кружки
13 июля 2011

Правила игры на дне пивной кружки

Поначалу показалось, что пивовары отделались легким испугом. Приняв на минувшей неделе правительственные поправки, приравнивающие пиво к алкоголю, депутаты Госдумы не только ужесточили розничные продажи пива, но и пересмотрели правила его продвижения. Поскольку любой напиток крепостью более 0,5%, за исключением кваса и кефира, вскоре будет считаться уже алкоголем, то ровно через год после того, как одобренные Советом федерации и подписанные президентом поправки будут опубликованы, из закона 'О рекламе' исчезнет нынешняя 22-я статья 'Реклама пива и напитков, изготовленных на его основе'. Зато 21-я статья, оговаривающая требования к рекламе алкоголя, будет расширена.

Например, в ней появится часть 2.1, по которой реклама алкогольных напитков крепостью более 5% допускается только в прессе, в местах продаж и интернете. Следует ли из этого, что реклама пива крепостью до 5% по-прежнему будет разрешена на ТВ, радио и уличных щитах? Если да, то пивоварам надо будет лишь отказаться от крепких напитков в рамках одной марки. Сейчас, например, существует просто 'Старый мельник' крепостью 4,6% и 'Старый мельник крепкое' уже с 6,5%. Чтобы этот бренд оставался на ТВ и дальше, его производителю в этом случае надо будет напиток крепостью уже 6,4% назвать как-нибудь по-другому. Не самая страшная потеря за возможность контакта с многомиллионной аудиторией.

Однако сами пивовары признают: любая телереклама пива в скором времени окажется незаконной. Просто наряду с частью 2.1, которая только вводится в 21-ю статью закона 'О рекламе', остается и просто часть 2. И она предельно четко разъясняет: реклама любого алкоголя на ТВ, радио и в наружной рекламе не допускается. Поскольку напиток крепостью более 0,5 градуса, за исключением кефира и кваса, становится алкоголем, то и пиво крепостью до 5% не может рекламироваться в теле- и радиоэфире и наружке. Депутат Виктор Звагельский, активно участвовавший в разработке поправок, подтверждает: реклама пива должна полностью уйти с ТВ, радио и уличных щитов. С этим соглашается и адвокат Дмитрий Лобачев из 'Юков, Хренов и партнеры', по просьбе 'Ъ' проанализировавший направленный в Совет федерации законопроект.

Спрашивается: если ужесточается вся реклама пива, зачем понадобилось отдельно прописывать часть 2.1 специально для напитков крепостью более 5%? Собеседники 'Ъ' на рынке выдвигают только гипотезы. Еще в 2009 году президент Дмитрий Медведев поручил правительству ограничить рекламу пива крепостью более 5%. Сказано — сделано. Никто ведь не говорил, что параллельно с этим нельзя ограничивать рекламу пива в целом.
Есть и другая версия. Разрешив напиткам крепостью более 5% рекламироваться только в прессе, местах продаж и интернете, законодатели тем самым оставили пивоварам лазейку. Если они изобретут какое-нибудь новое медиа, то в отличие от производителей водки смогут спокойно продвигать там свою продукцию. Осталось только найти такой медианоситель.

Источник: Сергей Соболев, «Коммерсант»

Возврат к списку