По примеру Собянина
8 сентября 2011

По примеру Собянина

Мэрия Самары предпринимает очередную жесткую попытку навести порядок на рынке наружной рекламы. На 26 сентября назначен аукцион по выбору подрядчика, который демонтирует незаконно установленные рекламные конструкции в Самаре. По мнению участников рынка, снос, который задумали власти, в масштабах города не так уж значителен. Однако мэрия делает только первый шаг в сторону цивилизованного рынка.

Снесут почти за 4 миллиона

Администрация Дмитрия Азарова пытается упорядочить рынок наружной рекламы уже не первый месяц. Но если до сих пор действия властей носили точечный характер – по решению судов в разных районах города сносились отдельные незаконные конструкции, а их владельцы приговаривались к штрафам, – то сейчас работы приобретают более серьезный масштаб.

На этой неделе департамент строительства и архитектуры (ДСА) объявил о проведении аукциона, в ходе которого будет определен подрядчик, который за счет средств бюджета избавит город от незаконных рекламных конструкций. Речь идет о 156 баннерах формата 6х3 м, 300 афишных досках и девять рекламных конструкциях, совмещенных с остановочными павильонами. Начальная стоимость работ составляет 3,8 млн рублей. Их необходимо завершить за достаточно короткий срок – до 15 ноября.

В ДСА также пояснили, что демонтированы будут те конструкции, которые установлены самовольно, с нарушениями технических требований, представляют опасность при эксплуатации, а также имеют «крайне неприглядный внешний вид». Их владельцами являются как физические, так и юридические лица.

В департаменте подчеркнули, что работа по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций является лишь началом действий администрации по наведению порядка в сфере наружной рекламы. И в бюджете Самары на 2012 год планируется предусмотреть средства на продолжение работ в этом направлении.

По мнению депутата Самарской городской думы Сергей Арсентьева, шаг, предпринятый мэрией, давно назрел: «Рекламный рынок города станет более упорядоченным и цивилизованным. Соответственно, возрастет и доходная часть городского бюджета». С ним соглашается и генеральный директор РА «Абсолют» Михаил Расторгин. «Этот шаг со стороны администрации очень своевременный, – говорит эксперт. – Незаконно установленные щиты ломают рынок. Если же билборды работают официально, то с них отчисляются платежи в городской бюджет, соответственно, цена размещения на таком щите выше, чем на незаконном. Это вынуждает даже серьезные компании прибегать к услугам горе-рекламщиков, которые используют «серые» схемы».

Демонтировать без суда

Отметим, что возможность снести рекламные конструкции, не дожидаясь решения суда, у органов местного управления появилась совсем недавно. Дело в том, что в силу вступили соответствующие нормы федерального законодательства. Их инициировал президиум высшего Арбитражного суда, который в ноябре 2010 г. внес поправки к ст. 19 закона «О рекламе». Согласно им, орган местного самоуправления имеет право выдавать предписания на демонтаж незаконно установленной конструкции без судебного решения.

К примеру, мэр Москвы Сергей Собянин, который убрал практически всю рекламу в центре города, как раз воспользовался этими нормами. Столичный градоначальник посчитал, что огромные баннеры и перетяжки портят облик города, и начал приводить лицо Москвы в цивилизованный вид. «К счастью для Дмитрия Азарова, у него появилась возможность досудебного демонтажа незаконных рекламных конструкций, так что решение этой проблемы существенно облегчилось. В бытность моей работы в городской администрации мы этой возможности были лишены», – подчеркивает Сергей Арсентьев.

Правда, в Москве после столь решительных действий Собянина многие рекламщики обратились в суд, чтобы оспорить демонтаж конструкций. Но спикер Самарской городской думы Александр Фетисов считает, что в Самаре такая ситуация в принципе невозможна, поскольку «в Москве большинство рекламных конструкций имели хоть какую-то разрешительную документацию, а в Самаре у компаний таких документов нет».

Как в столице

По мнению экспертов, на рекламном рынке Самары давно пора навести порядок. «Из провинциальной ярмарки Самара должна превратится в цивилизованный город, – считает Михаил Расторгин. – К тому же, если устранить незаконные конструкции, рынок сразу пойдет вверх, соответственно, возрастут и платежи в городской бюджет». По мнению эксперта, Дмитрий Азаров вполне сможет повторить опыт мэра Москвы: «У него для этого есть и юридический, и административный ресурс, было бы желание».

А вот президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский полагает, что сравнение с Москвой не вполне уместно: «Не думаю, что между действиями Дмитрия Азарова и Сергея Собянина уместно проводить аналогию. В Самаре и Москве разная архитектура. И если в столице убраны в основном перетяжки и реклама на фасадах зданий, то у нас – что в центре города, что в других районах – преимущественно распространены билборды», – поясняет социолог.

Источник: Ольга Гальчинская, Ирина Кудрина, Максим Ромашов, «Волжская коммуна»

Возврат к списку