Челябинское УФАС рекомендовало снять с телеэфира рекламу продукции под маркой «Аргаяша» (принадлежит агрохолдингу «Уралбройлер»), в которой присутствуют «образы людей с лисьими головами». По мнению антимонопольщиков, она является «оскорблением человека как личности». Владелец ЗАО «Уралбройлер» Олег Колесников считает мнение УФАС предвзятым и намерен «разбираться до победы».
Как сообщает пресс-служба челябинского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС), ведомство направило телекомпаниям письма с рекомендацией не распространять в эфире рекламу «Вкусно! Эксперты рекомендуют. Аргаяша», в которой присутствуют «образы мужчины и женщины в роли родителей, а также несовершеннолетние с лисьими головами».
В рекламном ролике, вызвавшем претензии УФАС, показано, как семья смотрит по телевизору новостной сюжет о том, что в Челябинске зафиксированы случаи появления лис на улицах города. Затем «мама» выходит из комнаты и возвращается с подносом, на котором лежит запеченная курица «Аргаяша». В этот момент оказывается, что у всех членов семьи вместо человеческих голов – лисьи. Заканчивается сюжет заставкой с изображением упакованной курица «Аргаяша». Производителем рекламного ролика выступила украинская компания ESSE Production House. Стоит отметить, что рекламе продукции «Аргаяша» предшествовала рассылка по уральским СМИ ложных сообщений о том, что в центре Челябинска и Екатеринбурга очевидцы засняли на камеру мобильного телефона лис, бегающих без присмотра. К письмам были прикреплены и видеозаписи. Однако позже выяснилось, что этот ход был всего лишь частью пиар-стратегии: специалисты сняли по отдельности животных и наиболее узнаваемые центральные улицы Челябинска и Екатеринбурга, после чего смонтировали сюжет.
«Образы людей, у которых вместо головы на плечах показана лисья голова, а вместо речи звучит рычание и вой, в сочетании с мелькающими кадрами вызывают отрицательные эмоции, страх и побуждают к панике», – отмечают антимонопольщики. По их мнению, реклама «Аргаяша» в целом «формирует негативное отношение к персонажам сюжета, направлена на создание представления о человеке как о животном и является оскорблением человека как личности». Это, как говорится в сообщении УФАС, не соответствует ч. 6 ст. 5 закона «О рекламе», в которой, в частности, говорится, что «в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина».
Кроме того, по мнению антимонопольщиков, реклама «Аргаяша» «способствует формированию модели агрессивного поведения у несовершеннолетних и в целом наносит вред их нравственному и духовному развитию», что противоречит ст. 14 закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» («Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию»). На данный момент челябинское УФАС готовит материалы для возбуждения дела о нарушении рекламного законодательства.
Владелец ЗАО «Уралбройлер» Олег Колесников заверил «Ъ», что «рекламу с эфира снимать пока никто не собирается». «Пока от антимонопольной службы поступило лишь рекомендательное письмо. Но могу заверить, что цели «оскорбить человека как личность», не было. Если будет возбуждено дело, мы будем разбираться до победы и докажем свою правоту», – заявил он. В телекомпаниях затруднились ответить, будут ли они реагировать на рекомендацию УФАС.
Впрочем, по мнению директора юридической фирмы «Юста Аура» Евгения Дедкова, в рекламе «Аргаяша» нет нарушения рекламного законодательства. «Здесь нельзя говорить о сравнении образов. Мы имеем дело с фантазийными персонажами, ничего оскорбительного в этом нет», – утверждает господин Дедков. По его словам, если компании не удастся переубедить антимонопольную службу, есть все шансы отстоять свою позицию в арбитражном суде. «Реклама «Аргаяша», к которой появились претензии у УФАС, вызвала неоднозначную реакцию и у населения»,— отмечает директор коммуникационного агентства Press-Attache Евгений Красиков. По его словам, выразительные образы, используемые в рекламном ролике, четко транслируют ощущение страха, отторжения. «Символ оборотня, как совмещение образов человека и животного, вряд ли вообще может вызвать позитивную эмоцию. Хотя некоторые видят в этом подходе создателей ролика оригинальность», – отмечает господин Красиков.