Администрацию Екатеринбурга вынудили перенести торги на право размещения в городе 134 световых коробов. Петербургское ООО «РингРоадМедиа», посчитало условия некорректными и заручилось поддержкой ФАС, пишет «Деловой квартал».
Торги, изначально намеченные на 2 сентября, во многом повлияли бы на расклад сил среди рекламных операторов. Предмет конкурса – право установить двусторонние лайтбоксы в центре города и на его самых оживленных улицах: Куйбышева, Азина, Щорса, Восточной, Малышева, Шварца, Белинского и др. Число выставленных на торги объектов составляет почти треть от всех имеющихся в Екатеринбурге конструкций сити-формата. Администрация планировала заключать договоры аренды на ближайшие восемь лет.
Согласно исходной документации, на торгах собирались разыграть 13 лотов – всего на 134 рекламные конструкции. Каждый лот включает от 6 до 15 конструкций 1,2х1,8 м. Как следует из конкурсной документации, стоимость одного лота может составить от 367,26 тыс. руб. за право установить 6 щитов до 1,05 млн руб– за 15 объектов.
Компанию «РингРоадМедиа» из Санкт-Петербурга не устроило, что в конкурсной документации не прописаны параметры оценки предложений конкурсантов. В частности, в документе указаны такие характеристики, как «лучшее предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции», «лучшее предложение по размещению информации о праздничных, памятных днях, днях проведения торжественных и иных мероприятий», а также «лучшее предложение по размещению социально значимой информации». Но критерии для сравнения не определены. На прошлой неделе «РингРоадМедиа» обратилось по этому поводу в Свердловское УФАС. Надзорное ведомство согласилось с претензией и приостановило муниципальные торги. В результате срок подачи заявок был смещен – они принимаются до 13.00 29 августа.
Ответить, на какую дату назначены новые торги, в администрации Екатеринбурга не смогли. В «РингРоадМедиа» заявили, что не готовы давать какие-либо комментарии по обращению в Свердловское УФАС.
По данным рекламной группы Deltaplan, 52,5% рынка инвентаря наружной рекламы Екатеринбурга принадлежит федеральным компаниям. Например, «Дизайнмастер» владеет 25,9% городского инвентаря наружной рекламы, у RussOutdoor – 13,3%, у Gallery – 12,3%. В два раза меньше (23,5% площадей) поделили между собой региональные операторы: 7,4% у «Хэт-Трика», 6,6% – у «Бумеранга», 5,5% – у «Акцента» и 4% – у компании «3х6». Всего, по оценкам экспертов, в Екатеринбурге действует 36 операторов наружной рекламы. В их распоряжении более 3 тыс. различных конструкций, предлагающих 7,5–7,8 тыс. поверхностей (в зависимости от методики подсчета).
Сергей Селезнев, директор по развитию бизнеса «Дизайнмастера», заявил, что компания планирует участвовать и в намеченных мэрией Екатеринбурга торгах:
«Количество лотов определится исходя из оценки качества адресных программ».
По его словам, сокращение инвентаря не может быть причиной ухода с рынка мелких и средних операторов, так как в соответствии с Законом «О Рекламе», работаешь их работа на рынке зависит от итогов торгов – право работать получает тот, кто предложит лучшие условия.
«На существование мелких и средних операторов больше оказывает влияние форма проведения торгов, – говорит он. – На конкурсах финансовый критерий не всегда имеет решающее значение, и в этом – преимущество конкурсов перед аукционами для мелких и средних игроков. При торгах в форме аукциона главным критерием остается цена, и в этом случае мелким операторам бороться крупными игроками гораздо сложнее».
У самого «Дизайнмастера» в Екатеринбурге – более 2,5 тыс. рекламных поверхностей всех форматов.
Есть, впрочем, и другие мнения. По словам Николая Козарийчука, руководителя компании «Терминатор-Неон», опыт их проведения в других крупных городах показал, что участвовать там могут себе позволить только крупные игроки.
«Из-за этого сокращается количество местных операторов — представителей малого и среднего бизнеса. В качестве примера можно привести нашу фирму «Терминатор». После подобных торгов в Казани мы объективно оценили свои силы и осознали, что участие в торгах будет нецелесообразным с экономической точки зрения», — объяснил он DK.RU (в прошлом году «Терминатор» продал свои рекламные конструкции в Екатеринбурге новосибирской компании «Дизайнмастер»).
Г‑н Козарийчук также отметил, что в городе сохраняется тенденция на сокращение рекламного инвентаря. Напомним, идея очистить город от крупногабаритной рекламы появилась в 2012 г. Тогда мэрия разработала концепцию размещения таких объектов, согласно которой уже в 2013 г. более 50 улиц должны были очистить от крупноформатных рекламных щитов. В первую очередь щиты 3х6 и суперсайты планировали убрать с центральных улиц – Бориса Ельцина, 8 Марта, пр. Ленина. Участникам рекламного рынка советовали осваивать малые формы, например, скроллеры. Именно такие конструкции и должны установить победители приостановленных торгов.
По оценкам РГ Deltaplan, outdoor-индустрия Екатеринбурга собрала за период с января по июнь 2014 г. около 850 млн руб. без учета скидок. В компании отметили, что это на 7% выше, чем в прошлом году. «Но это ниже динамики рынка в 2013‑м. Тогда за первое полугодие наружная реклама Екатеринбурга выросла по отношению к аналогичному периоду 2012 г. на 11%, а еще годом ранее рост составлял 26%», — пояснили в рекламной группе, добавив, что рост рынка сейчас обеспечило только повышение цен. Так, весной операторы подняли ценник в среднем на 15%, однако летом стоимость размещения упала.
Примечательно, что ранее, в мае 2014 г., петербургская компания «РингРоадМедиа» оспаривала действия «Мособлрекламы»: эта структура организовала аукцион на право распоряжения рекламными конструкциями в Одинцовском районе Московской области. Тогда ФАС признала жалобу необоснованной.