За какие ошибки в рекламе ФАС штрафует рекламодателей?
10 Августа 2020

За какие ошибки в рекламе ФАС штрафует рекламодателей?

Автор – Гарий Напалков,
управляющий компании Legalight,
участвовавшей в разработке закона «О рекламе»

По данным ФАС РФ, наибольшее количество нарушений законодательства о рекламе связано с распространением недостоверной рекламы (22,4% выявленных нарушений). И это на самом деле еще не так много. Только в нашей практике по проверке рекламных макетов каждый второй из них содержит нарушение запрета на недостоверную рекламу. Начнем с того, что такое недостоверная реклама. Подробный перечень критериев, по которым ФАС может выявить недостоверную рекламу, содержится в п. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Это обширный список запретов из 20 пунктов, куда входят, например, такие типичные нарушения как:

  • использование товарного знака или музыкального сопровождения без разрешения правообладателя

  • указание на преимущества рекламируемого товара и использование формулировок из разряда «лучший, первый, №1»

  • некорректные сравнения товара с товаром конкурента, например, «у нас дешевле»

  • допущение любых ошибок в макете, например, ошибка в цене товара или в информации о продавце, или размере скидок, или любой иной указываемой в макете информации

«При проверке рекламных макетов наших клиентов, мы всегда сверяем информацию в макете с информацией, которую можно получить из открытых источников, например, на сайте продукта проверяем цену и условия проведения акции. Ошибки нередко возникают из-за того, что в процессе подготовки и согласования рекламных макетов исходные данные могут измениться и рекламодатель за этим не уследил. К сожалению, для ФАС не имеет значения была ли ошибка в макете допущена из-за недосмотра, или это просто опечатка. Ведь в результате использования недостоверной информации в рекламе самый большой риск – это введение потребителей в заблуждение, которое может быть как преднамеренным, так и случайным», - говорит Гарий Напалков.

Примеры из практики ФАС

1. Реклама, содержащая несоответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара

Год назад Московское УФАС возбудило дело из-за несоответствия информации в рекламе «Кинопоиска» с информацией на сайте сервиса. В рекламе указано, что подписчик сервиса может бесплатно смотреть сериалы по премиальной подписке 30 дней, но при переходе на сайт информация искажалась, «обещая зрителям всего лишь семь дней удовольствия», как написано на сайте ведомства.

н1.jpg

2. Гарантия качества и описание товара в превосходной степени – лучший, №1, единственный и другие восхваления

В рекламе лекарственного препарата «Гексорал», распространявшейся в октябре 2018 г. в эфире телеканалов «ТВ-3», «Первый канал», СТС, (реклама до сих пор доступна на Youtube), Филипп Киркоров представляет препарат «Гексорал» как «Болезнеутешитель №1».

н2.jpg

ФАС усмотрел признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

3. Реклама может быть признана недостоверной из-за информации в дисклеймере

Каждое оценочное утверждение в рекламе должно сопровождаться ссылкой на источник, иначе ФАС может счесть информацию недостоверной. Даже в тех случаях, когда ссылка на источник указывается в макете, сам источник тоже нужно проверить перед выпуском рекламы.

Не так давно за такую неосторожность ФАС выписал предписание Google: на сайте поисковой системы компания, не имевшая необходимой лицензии, предлагала выгодно инвестировать деньги.

Точно также был оштрафован и «Яндекс», и тоже за контекстную рекламу: «Реклама распространялась в сервисе «Яндекс.Директ», сообщала о декларации соответствия и являлась гиперссылкой для перехода на сайт с предложением услуги по сертификации и декларированию продукции. Однако рекламодатель не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации, а рекламировать такие услуги, согласно требованию Закона о рекламе, можно только в этом случае». Подробности по ссылке https://fas.gov.ru/news/29288

Или вот нашумевшая реклама презервативов Durex, за которую в июне 2018 г. ФАС возбудила дело об административном правонарушении по тому же основанию. В рекламе сообщалось, что «практически каждый второй россиянин был заражен половой инфекцией» со сноской на «Методические рекомендации № 33 «Как родить здорового ребёнка» / Департамент здравоохранения г. Москвы…». Но в указанном источнике такие статистические сведения отсутствовали.

н3.jpg

4. Примеры из нашей практики

В нашем корпоративном рейтинге на втором месте находятся ошибки, связанные с нарушением действующего законодательства, которое попадают в рекламные макеты.

На этом основании ФАС обычно привлекает к ответственности по двум статьям закона «О рекламе»:

  • п. 11 ст. 5: «при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации»

  • п. 1 ч. 4 ст. 5: «реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий»

Самый часто встречающийся случай – нарушение ПДД: выезд на встречную полосу, стоянка в неположенном месте, превышение скоростного лимита и др. нарушения. Поэтому при подготовке рекламного макета очень важно обратиться внимание на любые даже самые мелкие детали и ракурсы: наличие или отсутствие разметки на дороге, дорожный знак, правильность расположения номера автомобиля и т. д.

Вот пример рекламного макета, который мы рекомендовали изменить для соблюдения требований закона:

н4.jpg

Здесь автомобиль едет по встречной полосе.

В соответствии с п. 11 ст. 5 закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 закона «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий. В силу п. 9.1.1. Постановления Совета министров – правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения», п. 9.4. Правил дорожного движения на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения.

Еще один пример – реклама услуг или товаров, которая напрямую запрещена законом «О рекламе»

И если в первом примере еще можно изменить макет, то такая реклама не должна размещаться вовсе как побуждающая к нарушению воинской обязанности:

н5.jpg

Под статью о нарушениях действующего законодательства в рекламе подпадают также макеты, в которых используется текст на английском языке.

Дело в том, что если в рекламе используется товарный знак на английском языке (с разрешения правообладателя, а не как ПИЦЦАМАНИЯ PIZZAMANIA), указывать его перевод на русский язык в макете не нужно. Но если текст на английском языке не зарегистрирован в качестве товарного знака, то его перевод обязателен в макете. В противном случае ФАС квалифицирует такое нарушение по ч. 11 ст. 4 и п.1 ч. 5 ст. 5 закона «О рекламе» за использование иностранных слов и нарушения ФЗ «О государственном языке».

К слову, вот подборка из пяти кейсов, в которых ФАС обнаружила случаи использования товарных знаков без разрешения правообладателей: https://fas.gov.ru/publications/18485

ФАС зорко следит за соблюдением требований к рекламе в интернете

В соответствии со ст.8 ФЗ «О рекламе», в рекламе товаров, реализуемых дистанционно, должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица. 

В представленном ниже макете фактически рекламируется сервис, в том числе по онлайн-продаже лотерейных билетов «Столото». Мы бы рекомендовали указать на макете сведения о продавце таких товаров, – вероятно АО «ТК «Центр», наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.

н6.jpg

Возврат к списку