Сервис онлайн бронирования наружной рекламы All-billboards.ru опубликовал ежегодный рейтинг российских ooh-операторов на основе их бухгалтерской отчетности, публикуемой ФНС России, и исследование «Рынок Out-of-Home рекламы России-2022: объемы, динамика, структура, тенденции, основные игроки».
Согласно полученным данным, в 2022 г. суммарная выручка российских операторов без учета НДС составила 63,9 млрд руб. Год назад году выручка этих же, а также покинувших рынок операторов равнялась 60,3 млрд руб. Таким образом рост ooh-рынка в 2022 г. составил 6%. Это совпадает с оценкой динамики ooh-рынка АКАР.
В прошлом году совокупная выручка операторов наружной рекламы увеличилась на 8% (согласно оценке АКАР на 9%), а операторов рекламы на транспорте упала на 4% (АКАР – минус 2%). Единственной областью, где динамика выручки операторов довольно сильно разошлась с оценкой АКАР стал сегмент indoor-рекламы. Выручка специализированных indoor-операторов в 2022 г. сократилась на 5%, тогда как, согласно АКАР, ее падение составило 20%.
Общая выручка включенных в рейтинг операторов превышает оценку АКАР на 33,4%, то есть на треть. При этом в рейтинг не включены более двухсот работающих в качестве операторов наружной рекламы индивидуальных предпринимателей, которые освобождены от ведения бухгалтерского учета, и выручку которых ФНС не публикует. Совокупная выручка таких операторов, по оценке составителей рейтинга, составляет не менее 2 млрд руб.
Выручка работающих специализированных indoor-операторов составляет 3,6 млрд руб., в то время как АКАР оценивает объем этого сегмента в два раза меньше – 1,8 млрд руб.
Несмотря на общий рост рынка на 6% в 2022 г. свою выручку сократили более половины операторов (54%).
Доля рынка топ-10 крупнейших операторов за год увеличилась с 58% до 60%. В основном это произошло за счет крупнейшего российского оператора Russ Outdoor, всего за год увеличившего свою долю с 26% до 30%.
В 2022 г. доля убыточных операторов составила 23%. Это несколько выше, чем в 2021 и 2019 гг. (19% и 20%), но существенно ниже, чем в 2020 г. (32%), когда рынок ooh-рекламы пострадал из-за ограничений, связанных с COVID-19.
Выручка крупнейшего российского оператора Russ Outdoor увеличилась на 21%, в 3,5 раза превзойдя общие темпы роста рынка. При этом компания продемонстрировала трехкратное снижение прибыли до 827 млн руб. против 2,3 млрд руб. годом ранее. Рентабельность продаж оператора составила 4% против 11% в среднем по отрасли.
Второй по объему выручки российский оператор Gallery концентрируется исключительно на органическом росте в наружной рекламе. Более того внутри этого сегмента Gallery делает ставку на цифровые конструкции, которые по заявлениям оператора, генерируют уже более двух третей его дохода. Темпы роста выручки Gallery в 2022 году совпали с общей динамикой рынка и составили 6%.
Полностью ознакомится с рейтингом и результатами исследования можно ЗДЕСЬ.