Законы пролонгации
4 апреля 2024

Законы пролонгации

билборд1.jpgГосдума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий продление на 10 лет договоров на размещение рекламных конструкций. По мнению авторов инициативы, она, в частности, позволит ускорить развитие внутреннего рынка благодаря цифровизации рекламоносителей и сделать их более привлекательными и доступными для рекламодателей из числа МСП, обеспечит стабильность информационного пространства и бесперебойное пополнение бюджетов всех уровней. Законопроект вызвал неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе.

«Существующее положение на рынке наружной рекламы России осложнено неблагоприятными макроэкономическими факторами, вызванными действиями недружественных государств, и ограничениями возможности поставок оборудования. При этом истекающие сроки действующих договоров и необходимость проведения новых торгов, при проведении которых участились случаи оспаривания торгов и уклонения от заключения по результатам торгов договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций недобросовестными участниками, приводят к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также негативно отражаются на облике российских городов. Вышеуказанный комплекс неблагоприятных факторов приводит к рискам нестабильности в отрасли наружной рекламы, которые впоследствии могут привести к банкротствам участников рынка, снижению налоговых и иных поступлений в федеральный и региональные бюджеты, а также резкому сокращению рабочих мест», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В законопроекте прописана норма, согласно которой в соглашении на пролонгацию должен содержаться пункт о ежегодной индексации размера платежей по контракту на размер уровня инфляции «с целью нивелирования упущенных доходов бюджетов».

Также в целях увеличения объема социальных обязательств оператор при пролонгации договора должен взять на себя обязательство по размещению социальной рекламы и рекламы, представляющей особую общественную значимость, в размере 10% от всего годового объема распространяемой рекламы. Сейчас квота на социальную рекламу составляет 5%.

По мнению одних экспертов рынка, предлагаемое продление контрактов позволит сделать развитие индустрии наружной рекламы и бизнеса операторов более предсказуемым и экономически обоснованным. Другие же считают, что это может привести к монополизации рынка и потере муниципальными бюджетами значительных доходов, которые обеспечивают торги.

Наибольшую критику у части участников рынка вызвал тезис, что продление касается договоров, срок действия которых истекает в 2024 г. Они предлагают либо совсем не принимать законопроект, либо не ограничиваться контрактами, заканчивающимися в этом году. Кроме того, звучит предложение распространить его действие на компании из числа МСП и не распространять на компании занимающих доминирующее положение на рынке (более 35%).

Союз операторов наружной рекламы (СОНР) выступил против «инициативы о пролонгации исключительно договоров, срок действия которых истекает в 2024 году, как это предложено в заключении комитета по защите конкуренции Государственной Думы», о чём и было заявлено в резолюции общего собрания членов СОНР, которое состоялось 19 марта.

В ходе обсуждения законопроекта в рамках круглого стола «Законодательные инициативы в сфере рекламы. Закон о пролонгации. Риски для рекламной отрасли», который состоялся на площадке общественной организации «ОПОРА РОССИИ», вице-президент АКАР Елена Решетова сообщила, что профессиональное объединение против того, чтобы «пролонгировался только один год». Илья Фомин, СЕО «РИМ», председатель правления СОНР, высказал мнение, что «если часть контрактов будет продлена, а часть нет, то большинство операторов окажутся в заранее несправедливых условиях».

В свою очередь в комментарии для интернет-портала Sostav один из авторов законопроекта Максим Топилин, глава комитета Госдумы по экономической политике, заявил, что «некоторые участники выражают опасения и протест против инициативы о пролонгации исключительно договоров, срок действия которых истекает в 2024 г., как это было предложено в заключении комитета по защите конкуренции Государственной Думы. Хотим заверить, что законопроект как раз направлен на поддержку всех участников рынка наружной рекламы в России, без ограничений по году истечения существующих договоров».

Комментируя Outdoor Media законопроект, Фархад Рахматуллин, генеральный директор компании FOX publicity (Уфа), отметил, что пролонгация действующих контрактов на размещение рекламных конструкций, безусловно, будет являться поддержкой для действующих операторов, но вместе с тем ограничит выход на рынок новых участников:

«Если цель – обеспечить стабильность отрасли наружной рекламы, то она может быть достигнута на следующие 5-10 лет, но стабильность – «не равно» развитие. Никаких мер по развитию отрасли в законе я не увидел».

Алексей Зайцев, директор рекламного агентства «БУСКО» (Балаково, Саратовская обл.), считает, что цели у законопроекта благие, торги для оператора наружной рекламы, как «поход на войну»: нервы, конкуренты, разборки, затраты. Помощь для стабильно работающей индустрии очевидна, поскольку можно в более спокойном режиме работать и планировать развитие своей компании.

В то же время, по его словам, в законопроекте есть моменты, требующие детальной проработки. Законодателям в любом случае важны и нужны консультации с рекламным сообществом.

«Мы всегда поддерживаем инициативы, которые приводят к развитию рынка наружной рекламы, повышению его технологичности и прозрачности. Предложенные меры стабилизируют рынок и дадут возможность операторам сосредоточиться на развитии, больше вкладываться в собственную инфраструктуру, импортозамещающие производства и технологии», – прокомментировали Outdoor Media законопроект в ГК Russ.

«За последние годы наружка стала более инвестиционным бизнесом за счет сильно выросших цен на торгах и установки дорогостоящего цифрового оборудования. Безусловно, при возросших инвестициях при старом сроке действия разрешений (8-10 лет) сделать на этом прибыльный бизнес практически невозможно. В случае продления разрешений на 10 лет у операторов появляется возможность отбить свои затраты и даже заработать, инвестиционная привлекательность наружки повысится», – говорят Татьяна Курилович и Евгения Ильиных, управляющие партнёры РГ «Арифметика» (Екатеринбург).

По их мнению, принятие законопроекта поможет местным игрокам сохранить свои позиции (да и вообще сохраниться), так как на аукционах, начиная с конца 2023 г, стоимость сильно завышается федеральными игроками и становится практически непосильной для локальных операторов.

Авторы законопроекта уверены, что принятие законопроекта позволит рынку активнее внедрять цифровые технологии. Это один из аргументов в пользу принятия документа.

«Реализация законопроекта позволит ускорить развитие внутреннего рынка за счет цифровизации рекламных конструкций и сделать цифровые конструкции более привлекательными и доступными для субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе, и по стоимости. Доступ субъектов малого и среднего бизнеса к малым цифровым форматам способствует их значительному росту», – говорится в пояснительной записке к документу.

С этим аргументом участники рынка в целом согласны. Но есть нюансы.

По словам Алексея Зайцева, действительно, можно будет смелее оцифровываться, брать под это дело кредиты и «думать о хорошем». К тому же при цифровом инвентаре социальную рекламу не так накладно размещать в большем объёме.

«Принятие законопроекта поспособствует развитию цифровизации, поскольку операторы получат возможность планирования вложений на долгий срок, – считают в «Арифметике». – Тема продления договоров на 10 лет обсуждается уже давно и продиктована как раз большими вложениями игроков в дорогостоящее цифровое оборудование. Поэтому вероятность его (законопроекта) принятия достаточно велика».

В то же время Фархад Рахматуллин отмечает, «тезис, что пролонгация контрактов будет способствовать развитию цифровизации наружной рекламы не работает в регионе нашего присутствия (Уфа и Республика Башкортостан), так как нормативными актами, договорами и разрешениями жестко регламентируются типы и виды рекламных конструкций, и оцифровать статику постфактум нет возможности».

«Большинство мест, на которые сейчас будут заканчиваться договоры, были разыграны около девяти лет назад под статичный формат, цифры тогда еще практически не было. Если действующие разрешения выданы только на статику, то логично, что при пролонгации остается статика, а значит здесь не про развитие цифровизации. Возможно, ко второму чтению этот момент будет учтен и законопроект будет дополнен, появится возможность замены пролонгированных разрешений на любой, в том числе цифровой, способ смены изображения», – говорят представители «Арифметики».

Обсуждение законопроекта продолжается. Outdoor Media следит за развитием событий.


Подписывайтесь на Outdoor.ru в телеграм.jpg


Источник: Владислав Литовка, Outdoor.Ru

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение