Конкурс на размещение рекламы на столичных автобусах, троллейбусах и трамваях, объявленный Мосгортрансом, пройдет 5 мая. В отличие от прошлого (в 2005 г.) он пройдет в виде аукциона, минимальная стартовая цена контракта – 442,2 млн руб. за пять лет, сообщается на сайте ведомства. Правительство рассчитывает получить по итогам аукциона не менее 500 млн руб. поступлений, уточнил руководитель департамента рекламы и СМИ Владимир Черников. По его словам, за предыдущие пять лет бюджет получил от рекламы на наземном транспорте почти вдвое меньше – около 230 млн руб.
По собственным данным, «Мосгортранс» – крупнейшая наземная пассажирская система в мире: он перевозит 1,7 млрд человек в год.
До сих пор размещением рекламы на транспорте занималось ООО «Техпрогресс», которое обязалось в 2005 г. по итогам конкурса выплатить столичному правительству в течение пяти лет 1,14 млрд руб. В 2006 г. «Техпрогресс» купила за $9 млн группа компаний Gallery. Как пояснила представитель Gallery Екатерина Белоусова, в договоре, заключенном по итогам конкурса между правительством и «Техпрогрессом», минимальная сумма, которую должен выплатить оператор в бюджет, не была оговорена, была указана только ставка аренды за один трамвай, троллейбус или автобус и сумма, выплаченная оператором в бюджет, оказалась меньше. Город пытался оспорить это в суде, но проиграл.
По оценке «ЭСПАР-Аналитик», в 2010 г. рекламодатели потратили на продвижение на транспорте в столице 180 млн руб., т. е. около 1% от всего рынка наружной рекламы в Москве. По словам гендиректора компании Андрея Березкина, оператор наружной рекламы для ведения эффективного бизнеса может выплачивать владельцу конструкций не более 30% привлеченных бюджетов. Таким образом, в год новый партнер столичного правительства должен будет продавать рекламы не менее чем на 300 млн руб., или в 1,6 раза больше объема рынка в 2010 г.
Участие в аукционе никак не ограничено, что повышает риск необоснованного завышения ставок со стороны случайных претендентов и срыва контракта, указывает Белоусова. Кроме того, из конкурса выведен новый транспорт, который будет закупать город, и не оговорены форматы размещения рекламы, указывает сотрудник другого оператора. «Устаревший общественный транспорт совершенно убивает любую рекламу, – говорит управляющий директор оператора «Реклама-сервис» Наталья Самойлова, – прежде всего необходимо полное обновление парка». Представитель News Outdoor, крупнейшего оператора наружной рекламы, сообщил, что компания пока изучает конкурсную документацию.