Верховная рада Украины одобрила в первом чтении законопроект, предполагающий полный запрет рекламы табачных изделий. Скорее всего народные депутаты одобрят его и во втором чтении: по их мнению, реклама табака провоцирует рост числа курильщиков.
Вчера законопроект «О внесении изменений к некоторым законодательным актам (в части запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продаж табачных изделий)» был одобрен Верховной радой в первом чтении. За него проголосовали 303 народных депутата из 423 зарегистрировавшихся в зале. С момента вступления в силу закона предполагается запретить рекламу табачной продукции и ее производителей в рознице (за исключением одного плаката 40х30 см для одной точки продаж), в Интернете, а также бесплатную раздачу сигарет, лотереи, конкурсы и спонсорство мероприятий.
Таким образом, будет запрещено использовать даже те немногие каналы коммуникации с потребителями, которые еще остались у производителей табака, отмечают эксперты. Сейчас реклама сигарет разрешена только в точках продаж, в специализированных изданиях, с помощью непрямой рекламы (BTL), а также спонсорства мероприятий, просмотр которых недоступен лицам, не достигшим 18 лет. С 1 января нынешнего года была ограничена реклама табачных изделий в прессе, что привело к увеличению рекламной активности в BTL, интернете и в местах продаж, говорит управляющий директор AMM/Vizeum Оксана Стехина.
Верховная рада, несомненно, поддержит законопроект во втором чтении – большинство понимает, что реклама табака способствует росту числа курильщиков, говорит соавтор документа, народный депутат Олег Ляшко (внефракционный). Кроме того, предусмотренные в законопроекте меры предпринимаются в соответствии с рамочной конвенцией Всемирной организации охраны здоровья по борьбе против табака, ратифицированной в Украине еще в 2006 году, говорит председатель комитета по вопросам свободы слова и информации, народный депутат Андрей Шевченко («БЮТ-Батькивщина»). Ко второму чтению документ будет значительно доработан, подчеркнул он: в нынешнем виде он предусматривает даже запрет на упоминание журналистами в своих материалах табачных компаний и названий марок сигарет, что противоречит требованиям о свободе слова. Господин Шевченко подчеркнул, что также будет выступать за сохранение права для табачных компаний рекламировать продукцию в интернете.
«Для медиарынка запрет рекламы не будет большой потерей. Из-за ее планомерного ограничения в предыдущие годы бюджеты производителей табака в традиционных рекламоносителях стали незначительными», – говорит директор агентства Starcom Энвер Кикава. В нынешнем году объем их затрат на рекламу сократился до $1,7–1,8 млн против $5-6 млн в минувшем году, подсчитал директор агентства AITI/Carat Александр Гороховский. Принятие закона приведет к росту объема теневого рынка, уверен директор по корпоративным вопросам «Империал Тобако Юкрейн» Юрий Кишко: «Легальные производители потеряют последнюю возможность объяснить потребителю, в чем преимущество предлагаемой ими продукции и ее отличие от контрабанды».
Единственной возможностью привлечь внимание потребителей для производителей табачных изделий станет поверхность упаковки сигарет, именно ее они будут максимально использовать в случае одобрения законопроекта, уверен учредитель группы компаний Tabasco Александр Горлов.