«Единая Россия» в регионах начала использовать образ своего лидера Владимира Путина для агитации в поддержку «Общероссийского народного фронта». Сразу в нескольких региональных столицах появились плакаты с изображением премьера. Партийцы заявляют, что это часть федеральной кампании, а представители оппозиции предполагают, что «фронтовики» «резервируют под себя» рекламные площади для декабрьских выборов в Госдуму.
Билборды с изображением премьера Владимира Путина начали появляться в Орле и Курске в конце прошлой недели. Наиболее часто используются плакаты двух видов: в первом случае на них изображен нахмурившийся глава правительства, логотип ОНФ и слоган «Если ты за Путина, значит, ты за фронт». Вторая разновидность изображает премьера в форме красноармейца и с винтовкой в руках. Изображение сопровождается слоганом «Что ты сделал для фронта?». Наглядная агитация схожего содержания, по словам наблюдателей, несколько дней назад появилась также на наклейках в магазинах и листовках, которые раздают активисты «Фронта». Лидер орловских единороссов, спикер горсовета региональной столицы Леонид Музалевский вчера рассказал «Ъ», что «новая форма подачи» является «частью федеральной кампании». «Путин – единственный лидер ОНФ, с кем же еще связывать такую агитацию?», – говорит господин Музалевский.
Единороссы в ходе нынешней думской кампании в Черноземье используют образ своего лидера впервые. Упоминания «Фронта» в уличной агитации появились в середине июля. Тогда плакаты призывали от имени ОНФ, без персонификации «принять участие в формировании народного бюджета» и сопровождались слоганом «Народный фронт + Народная программа = Народный бюджет». Причем на этих плакатах рядом с логотипом ОНФ фигурировала символика «Единой России». В изображениях с премьером она исчезла. Кроме того, партийцы размещали различные варианты «местной» агитации, замаскированной под социальную рекламу. К примеру, в Курской области появилось несколько десятков билбордов с изображением наиболее известных достопримечательностей региона с подписью «Гордость Курского края», выдержанных в цветах «Единой России».
Другие партии активизировали свою деятельность в начале августа. Тогда вместе со стандартными для всех регионов билбордами с изображением лидеров «Правого дела» Михаила Прохорова и ЛДПР Владимира Жириновского появились местные креативы от КПРФ. В Орле коммунисты начали размещать свою агитацию прямо на тротуарах центральных улиц: на асфальт белой краской через трафарет наносился логотип КПРФ и лозунг «Сила в правде!». Впрочем, продержалась такая агитация недолго: через несколько дней ночью она была смыта городскими службами, что позволило представителям КПРФ заподозрить мэрию в «дискриминации оппозиции». Впрочем, сами городские власти с такой постановкой вопроса не согласны. Господин Музалевский назвал действия коммунистов «форменным хулиганством» и посоветовал им «вернуться к плакатам».
Жалуются на проблемы с размещением своей агитации и справороссы. «После агрессивной кампании, которую мы провели на мартовских выборах в облдуму, региональные власти негласно поставили блок для допуска «Справедливой России» к наружке. Агентства просто отказываются принимать наши заказы на размещение баннеров и билбордов», – рассказал официальный представитель курского отделения партии Константин Комков. Работу единороссов он назвал некачественной: «В их плакатах есть побуждение к действию, но нет понимания, к какому именно, да и сама продукция изготовлена некачественно. Мы это уже проходили: сначала огромное количество рекламных площадей забивается подобными картинками, а с началом выборных кампаний вместо них внезапно появляется единороссовская агитация».
Между тем эксперты сомневаются в эффективности использования для агитации за ОНФ образа премьера. «Связка «Единой России», Путина и «Фронта», которая доминирует в агитпродукции партии власти, до конца не изучена с точки зрения отношения к ней избирателей. По моим данным, фронт пока не добавил ни одного голоса «Единой России», и не исключено, что даже отобрал. Население четко ассоциирует ОНФ с партией власти, рейтинги которой между тем продолжают падать, особенно в городах», – напоминает исполнительный директор института общественного мнения «Квалитис» Александр Романович. Он отметил, что партийцы «искусственно сужают целевую аудиторию»: «Это четыре года назад, во время прошлой кампании, у избирателя был один нацлидер – Путин – с рейтингом в 80%, и тогда схема «если ты поддерживаешь Путина, то поддерживаешь и «Единую Россию» работала. Сейчас же своя, причем достаточно крепкая, группа поддержки имеется у президента Дмитрия Медведева, чьи рейтинги не сильно уступают путинским, а ассоциация с ОНФ стремится к нулю».