Рекламу на асфальте в Барнауле «попросят» из рядов «неприкасаемых»
19 августа 2011

Рекламу на асфальте в Барнауле «попросят» из рядов «неприкасаемых»

Рекламе на асфальте, получившей широкое распространение в Барнауле с весны этого года, вероятнее всего, уготована недолгая жизнь – всего один сезон. Конечно, она не исчезнет до того, как городские дороги скроет снег и лед. Но зато к следующей весне город вполне может успеть обзавестись «противоядием», и за марание асфальта краской владельцы рекламы будут нести административную ответственность.

«Неприкасаемая»

Сейчас же реклама на асфальте словно неприкасаемая. Напомним, что новое явление не регулируется федеральным законом «О рекламе»: он не содержит специальных требований и ограничений на рекламу, размещенную на асфальте. В нем принципе ничего о ней не говорится.

В январе 2011 г. депутат Госдумы Олег Михеев внес в Госдуму проект поправок к ст. 19 закона «О рекламе» и Кодексу РФ об административных нарушениях. Политик предложил дополнить закон пунктом, запрещающим распространение рекламы «на поверхности велосипедной или пешеходной дорожки либо тротуара путем нанесения на нее графических изображений или надписей». Санкции за нарушение этой нормы предполагают штрафы в размере 2–2,5 тыс. руб. для граждан, 5–10 тыс. руб. для должностных и 50–200 тыс. руб. – для юридических лиц.

О судьбе данного законопроекта пока ничего не известно. Но и без изменений федерального закона можно бороться с рекламой на асфальте, для этого есть все основания, сделала вывод по итогам недавно завершившейся проверки прокуратура Барнаула.

Барнаульские правоохранители, исследуя вопрос, обратились к дорожному законодательству. Ст. 3 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дано определение автомобильной дороги. В нем, в частности, сказано, что автомобильная дорога – это «объект транспортной инфраструктуры», включающий в себя «элементы обустройства». К элементам обустройства автомобильных дорог относятся «тротуары» и «пешеходные дорожки». Именно на них наносят новую рекламу.

На основании п.6.9 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» не допускается размещение рекламы путем нанесения либо вкрапления, с использованием строительных материалов, краски, дорожной разметки и т.п., в поверхность автомобильных дорог и улиц.

Немаловажно, что в этом ГОСТе дано определение и просто рекламы (п. 3.8. «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических и юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация)» и пр.), и наружной рекламы (п. 3.9. «Реклама, распространяемая в виде плакатов, стендов, щитовых установок, панно, световых табло и иных технических средств»). Поэтому ее владельцы не смогут заявить, что в ГОСТе идет речь только о наружной рекламе, и с них – как с гуся вода.

По словам заместителя прокурора Барнаула Владимира Дондукова, ответственности за нарушение озвученного пункта ГОСТ не установлено. Так часто бывает: закон говорит, что то-то и то-то делать нельзя, при этом не указывая, какое наказание последует. Поэтому прокуратура Барнаула «с целью предупреждения фактов размещения рекламы на асфальте, а также привлечении к административной ответственности лиц, допустивших размещение такой рекламы», рекомендовала органам местного самоуправления внести дополнения в раздел 11 «Содержание и эксплуатация дорог Правил благоустройства города Барнаула», утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 22.12.2010 №423.

В администрации Барнаула сообщили, что законом Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» за нарушение правил благоустройства предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 руб. до 3 тыс. руб. на должностных лиц – от 1 тыс. до 10 тыс. руб. на юридических лиц – от 5 тыс. до 50 тыс. руб. В общем, теперь дело за городской думой.

Нюансы

ГОСТ запрещает «размещение рекламы путем нанесения либо вкрапления, с использованием строительных материалов, краски, дорожной разметки и т.п». Но реклама на асфальте – это не только информация, нанесенная с помощью краски. Существует так называемая «чистая» реклама. Надпись не наносится краской, а вымывается с грязной мостовой через трафарет струей высокого давления. Получается светлое изображение на темном фоне. Как быть с ней?

Другой нюанс: наверняка, будет не просто привлечь к ответственности нарушителей. Скорее всего, они будут отнекиваться, заявляя, допустим, что ничего не рисовали, просто об их благополучии «позаботились» конкуренты.

Накануне корреспондент ИА «Амител» позвонил в школу танцев «Ренессанс». Ее объявления особенно часто встречаются в центре города. С человеком, снявшим в школе трубку телефона, вышел разговор, убедивший в верности предположения.

- Можно поговорить с вашим руководителем или тем человеком, кто заказывал рекламу на асфальте?, – спросил журналист.

- Мы не заказывали этого, - с нажимом ответили.

- А кто сделал рекламу на асфальте?

- Без понятия.

- То есть сама школа никакого отношения к рекламе не имеет, да?

- Руководство – точно, – как отрезала девушка.

Есть в Барнауле компания, которая тоже, вроде бы, не при чем. По словам представителя салона свадебных платьев «Фея» Александра Борисовича, салон сам ни рисовал рекламу. «У нас платье брали парень с девушкой. Они работают в каком-то рекламном агентстве. Это они нам сделали подарок и обещали еще перетяжку», – объяснил Александр Борисович.

Кстати, один из владельцев рекламы в Барнауле уже успел столкнуться с правоохранителями, но совсем по-другому поводу. Речь идет о представительстве новосибирской компании «Купи кайф», организующей подарки с изюминкой (прыжки с парашютом, стрельба из лука, романтические ужины и пр.). Еще одна его отличительная особенность – с рекламой на асфальте он «завязывает».

- Скажите, а кто занимался размещение рекламы вашей компании на асфальте?

- Молодые люди, сотрудники? А почему спрашиваете? – ответила по телефону руководитель местного подразделения Анна.

- Хотела поинтересоваться, почему такой вид рекламы выбрали?

- Во-первых, самая простая и самая доступная. Во-вторых, если помните, когда МТС заходил на рынок Алтайского края, они по всему городу развешали баннеры в виде яйца. Был красный фон, белое яйцо и больше ничего. И через две-три недели на радио, телевидении началась ротация: что такое белое яйцо. Мы стали действовать по такому-же принципу. И где-то через делю, получается, к концу августа – к началу сентября мы планируем выйти на радио DFM. У нас будет прямой эфир. И мы расскажем всему городу Барнаулу, что такое «Купи кайф». Сейчас город только разрисовали. Интересное странное название. Кто-то звонит спрашивает травку. Кто-то сразу понимает, что это что-то экстремальное, связанное с развлечениями, удовольствием

- Милиция на вас не выходила?

- Я столкнулась напрямую с милицией, с госнарконтролем. Им поступило заявление, что, якобы, торгуют наркотиками.

Расценки

Низкая цена, как известно, одно из главных достоинств рекламы на асфальте. Платишь только за нанесение. Если не заботится об оригинальности, можно просто писать на асфальте с помощью баллона с краской. В автомобильном магазине баллончик белой матовой краски объемом 750 мл. продается за 139 рублей.

В Интернете удалось найти только одно объявление по изготовлению рекламы на асфальте в Барнауле. В нем были указаны телефоны двух парней. В разговоре с ними выяснилось, что корреспондент ИА «Амител» из первый и пока единственный заказчик. Молодым людям предлагалось сделать 1 тыс. простеньких объявлений по городу – номера телефонов по типу такси 55-55-55. Они сказали, что потребуется два пластиковых трафарета. Их изготовят по цене 500 руб. за штуку. Одно объявление будет стоить 30 рублей. Правда, вначале называли цену в 50 руб., но позже сторговались на меньшую. За ночь парни обещали делать по 200 объявлений. «Днем ведь никто не рисует», – сказал Алексей.

Нашлось в Интернете и объявление работодателя. На сайте www.barnaul-rabota.ru написал представитель Барнаульского интернет-магазина контактных линз Best-linza.ru. Исполнителю рекламы он был готов заплатить гораздо меньшие деньги – примерно 10 руб. за объявление: «Необходимо разместить рекламу на асфальте (требуется готовый трафарет и баллончик с краской). Образец трафарета я вам вышлю, краску можно купить в автомобильном магазине. Трафарет можно сделать из картона. Сделать надо будет в основных людных местах, на остановках, на людных дорожках (примерные места я вам укажу на карте). Необходимо сделать 100 точек, итого за все оплата будет 1 тыс. руб. Нужно будет зафиксировать, сделать пару фоток, как получится, и отправить мне. После проверки, если все в порядке, оплачиваем работу».

Все, что удалось узнать во время подготовки материала, в очередной раз навело на мысль, что в Барнауле рекламой на асфальте серьезно не занимаются. А, судя по последним событиям, этому виду рекламы и не суждено получить развитие.

Источник: ИА «АМИТЕЛ»

Возврат к списку