Судьба почти 2 тыс. московских транспарантов-перетяжек, собирающих с рекламодателей примерно 1,9 млрд руб. в год, решится в суде. Их владельцы подали иски не только к столичному департаменту СМИ и рекламы, который с августа в одностороннем порядке расторгает договоры на установку этих конструкций, но и к правительству Москвы, которое июльским постановлением запретило перетяжки как рекламоноситель.
Запрет на размещение в Москве транспарантов-перетяжек следует из постановления столичного правительства N 319-ПП, которое мэр Сергей Собянин подписал 19 июля. В постановлении нигде не говорится, что введенный запрет распространяется на уже используемые перетяжки, владельцы которых ранее заключили с городом договоры на установку и эксплуатацию этих рекламных конструкций. Поэтому, по мнению операторов, перетяжки должны оставаться в городе, пока не истекут сроки действующих договоров.
Всего в Москве на 19 июля на законных основаниях размещалось 1952 перетяжки, следует из реестра выданных департаментом СМИ и рекламы разрешений. В этом году срок разрешений истекает только у 631 рекламоносителя, в 2012-м – у 1220, в 2013-м – у 97 и, наконец, в 2014-м – у последних 4. Выручку владельцев столичных перетяжек в 2010 году исследовательская компания «ЭСПАР-Аналитик» оценивает в 1,9 млрд руб., или около 11% всех затрат на наружную рекламу в столице.
В столичном департаменте СМИ и рекламы придерживаются прямо противоположной точки зрения. Ведомство еще в июле объявило, что после принятия постановления потребует от владельцев перетяжек их демонтажа уже в августе. Правительство Москвы выделило на компенсации операторам за досрочное расторжение договоров 90 млн руб. И департамент сдержал свое слово: на минувшей неделе операторы стали получать датированные 1–9 августа уведомления о расторжении договоров, решения об аннуляции ранее выданных разрешений, а также предписания в 30-дневный срок произвести демонтаж перетяжек, сообщил «Ъ» Александр Зарецкий, директор по маркетингу и развитию входящей в группу News Outdoor компании «Мосгорреклама» (владеет 579 перетяжками, являясь крупнейшим игроком в этом сегменте).
В ответ операторы подали судебные иски к столичному департаменту СМИ и рекламы, требуя признать недействительными одностороннее расторжение договоров и аннуляцию разрешений. В базе арбитражного суда Москвы уже зарегистрировано 11 исков от 8 компаний – ОАО «Мосгорреклама» и также входящих в группу News Outdoor ЗАО «Рекламная фирма «Столица-М» и ООО «Единый город-1» (252 и 251 перетяжка соответственно), ООО «Юпон» и ЗАО «Виатра» (230 и 118), работающих под брендом CityText, ООО «Рекламно-производственная фирма «Магистраль-Сити» (211), ООО «Домино-С» (125) и ЗАО «Юсти-Класс» (31).
Кроме того, еще 5 августа «Юпон» подал иск к правительству Москвы, требуя признать незаконным само постановление N 319-ПП. Предварительное заседание по этому иску назначено на 6 сентября. Гендиректор CityText Сергей Субботин уточнил, что «Юпон» также направил жалобу в Федеральную антимонопольную службу, поскольку, по мнению компании, постановление противоречит законам «О рекламе» (разрешает перетяжки) и «О защите конкуренции». Ни в центральном аппарате службы, ни в ее московском управлении в пятницу не смогли уточнить, получена ли эта жалоба.
Отдельный акт субъекта федерации не может регулировать договорные отношения, поэтому у операторов наружной рекламы есть шанс оспорить постановление правительства Москвы, считает специализирующийся на рекламном законодательстве юрист Павел Монаков. Запретить перетяжки в отдельных регионах можно было бы с помощью внесения изменений в закон «О рекламе», говорит эксперт. Впрочем, адвокат компании «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев отмечает, что этот закон предусматривает перечень оснований, по которым оператору может быть отказано в выдаче разрешения, в частности при нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения. Поэтому, по мнению господину Лобачева, предсказать исход судебного спора сложно.
«Мы готовы отстаивать свою позицию в суде», – уверяет пресс-секретарь столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев.