Расходы на рекламу в первом полугодии выросли на 29%, до 121,2–122,2 млрд руб. без НДС, объявила вчера Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Но по итогам года отечественный рекламный рынок, как ожидают аналитики, покажет все-таки более скромный прирост.
Минимальный прирост – на 9%, до 4,1–4,2 млрд руб. – зафиксировали издатели газет, а максимальный – на 62%, до 11,1–11,5 млрд руб. – владельцы интернет-площадок от размещения контекстной рекламы (коммерческих ссылок в результатах поиска и на профильных ресурсах), следует из данных АКАР.
Обнародованные цифры пока можно сопоставить лишь с финансовыми результатами двух отечественных медиакомпаний. Так, газета Metro в отдельно взятом Петербурге продемонстрировала почти 26-процентный рост рекламных продаж, примерно до 207,5 млн руб., следует из отчетности шведской Metro International, владельца газеты. При этом директор по рекламе ИД «Комсомольская правда» Владислав Гемст полагает, что данные АКАР даже излишне оптимистичны: по его мнению, доходы издателей газет за январь–июнь выросли в лучше случае на 5%.
Также в первом полугодии выручка крупнейшего российского поисковика «Яндекса» от контекстной рекламы увеличилась на 60%, до 7,475 млрд руб., от медийной рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) – на 73%, до 768 млн руб. В целом затраты на медийную рекламу выросли только на 48%, до 5–5,5 млрд руб., указывает АКАР.
Если ориентироваться на цифры АКАР, то доля петербургского Metro во всем газетном сегменте составляет 5% и поэтому вряд ли может быть показательной. «Яндекс» же занимает минимум 65% сегмента контекстной интернет-рекламы и 14% – медийной.
Скорость прироста в первом полугодии по основным медиа не сильно отличаются от темпов первого квартала. Но дальше ситуация должна измениться. Во втором полугодии прирост будет более скромным, предостерегал в минувшем июле директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергей Веселов. Центр не пересматривает свой ранее обнародованный прогноз по всему 2011 году: расходы на рекламу в целом вырастут всего на 22%, до 261 млрд руб., только на телерекламу – на 21%, до 132,1 млрд руб. Просто в прошлом году активность рекламодателей была крайне низкой в первые месяцы, но резко усилилась осенью, и именно высокой базой конца 2010 г. будет обусловлено замедление темпов роста в 2011-м, объяснял господин Веселов.
Замедления ждет и агентство ZenithOptimedia: в опубликованном в середине июля прогнозе оно прогнозирует рост расходов на рекламу по итогам года только на 23%, до 261,31 млрд руб. Некоторые клиенты рассчитывали на больший, чем наблюдается сейчас, рост потребительской активности и поэтому готовы скорректировать осенью свои маркетинговые бюджеты в сторону уменьшения, добавляют собеседники «Ъ».
В наружной рекламе, если не произойдет каких-либо макроэкономических потрясений, темпы роста останутся на прежнем уровне, по крайней мере текущие продажи не предвещают никаких радикальных изменений, говорит директор по продажам и развитию оператора Simon/Clear Channel Владимир Серкин. На радио темпы роста также не должны замедлиться, полагает Мария Смирнова, руководитель компании «Медиа Плюс», сейлз-хауса «Европейской Медиа Группы». Аналогичный прогноз по газетам дает и господин Гемст из «Комсомольской правды».