Власти Винницы (Украина) придумали, как заставить местных рекламистов поделиться с городом растущими доходами. Уже осенью здесь начнут работать новые правила размещения наружки, которые предусматривают не только обновление парка внешних носителей, но и увеличение объема отчислений в бюджет. Тем же, кому новые расценки окажутся не по карману, придется сдать наиболее лакомые места в центре города, а то и вовсе уйти из этого бизнеса.
Рекламе меняют ориентацию
С осени винницкие операторы будут работать по-новому. В июле в городе была утверждена концепция размещения внешних носителей, на основе которой сейчас разрабатываются правила для рекламистов. Ожидается, что местные депутаты утвердят документ уже в сентябре. Список нововведений впечатляет: чиновники готовы поменять все, начиная от принципов размещения щитов и тарифной политики и заканчивая подходами к дизайну конструкций.
Свой радикальный настрой они поясняют тем, что на сегодняшний день собственных правил для наружки в Виннице не существует. Чиновники ориентируются лишь на Порядок выдачи разрешительных документов, утвержденный местным горсоветом в 2004 г. Последний же, по сути, дублирует общегосударственный Порядок размещения внешней рекламы, который прописывает общие нормы установки щитов, выдачи разрешений и пр., но не учитывает региональных особенностей того или иного рынка. В итоге, по словам директора департамента архитектуры, градостроительства и кадастра Винницкого горсовета Максима Мартынюка, их город оказался перенасыщенным наружными конструкциями в центре и на магистральных улицах. В частности, щитов излишне много на проспекте Коцюбинского, Хмельницком шоссе, в районе центрального автовокзала и др.
Помимо хаотичного размещения винницкая наружка грешит качеством: большинство щитов давно не отвечают современным требованиям и лишь портят внешний вид города. Чтобы исправить ситуацию, чиновники планируют более детально зонировать улицы, определив, какие носители можно ставить в той или иной зоне.
Если на сегодняшний день Винница разбита на две зоны: центр и «остальные», то, согласно новой концепции, зон будет три: центр, приближенные к нему улицы и спальные районы. Причем в первых двух зонах проведут дополнительные границы. Скажем, центр разделят на исторический (ул. Соборная, Первомайская, Козицкого, Грушевского и др.) и «обычный», а приближенные к нему улицы – на непосредственно прилегающие к сердцу города (ул. Киевская, Зодчих) и магистральные (Хмельницкое шоссе, проспект Коцюбинского). При этом первая зона станет запретной для билбордов – в исторической части разрешат ставить лишь конструкции площадью до 4,5 кв. м (сити-лайты), на прилегающих улицах – до 9 кв. м.
Планируется изменить и сам принцип установки носителей. Наружка будет размещаться согласно общим схемам, которые должно разработать управление архитектуры. В них будут предусмотрены все нюансы размещения, начиная от количества щитов на той или иной улице и заканчивая их форматом и дизайном. Тех, кто не захочет придерживаться схемы или кому это окажется не по карману (средняя стоимость современного носителя сейчас стартует от $3 тыс.), попросят освободить занимаемые места. Очевидно, что будет уменьшено и их общее число. При этом вопрос замены адресов на другие, что предусмотрено в том же Порядке размещения внешней рекламы, пока остается открытым.
Только в третьей зоне, куда входят спальные районы и окраины города, ставить щиты можно будет по-старому (предприниматель сам выбирает место для конструкции, определяет ее дизайн и пр.). Чиновники рассчитывают, что внедрение схем размещения наружки позволит полностью обновить парк носителей уже в течение трех лет. Предпринимателям, которые изъявят готовность активно инвестировать в современные конструкции уже сейчас, город обещает «бонус» – выдачу или продление разрешений сразу на пять лет, тогда как ныне большинству агентств приходится переоформлять бумаги ежегодно.
Не для бедных
Инвестициями в улучшение внешнего вида рекламных носителей затраты наружников не ограничатся. С осени ожидается увеличение арендных ставок за использование коммунальной земли под щитами вдвое, с нынешних 100–120 грн до 200–240 грн в месяц. Кроме того, будут применяться зональные коэффициенты от 1 до 2 в зависимости от месторасположения носителя. Чиновники уверяют, что для предпринимателей новые расценки не станут неподъемными, так как одновременно планируется снизить их расходы на оформление и переоформление разрешительной документации. «Сейчас рекламисты платят за различные согласовательные документы до 2–3 тыс. грн в год за один билборд. Составляя схемы размещения, мы будем решать вопросы согласований сами, а для продления разрешений список документов сократится до двух пунктов (соответствие конструкции требованиям по маркировке и заключение о ее техническом состоянии)», – обещает Максим Мартынюк.
Несмотря на красивую картинку, нарисованную чиновником, далеко не все местные операторы рады готовящимся изменениям. Руководитель агентства ГРУ Елена Глухенька опасается, что дело закончится банальным переделом рынка, ведь многим агентствам уже сейчас не продлевают разрешений на наиболее лакомые места. Рекламисты считают, что уйти из бизнеса придется и небольшим компаниям, которым реализация чиновничьих идей окажется просто не по карману. Пессимистическими настроениями винницких предпринимателей прониклись и во Всеукраинской ассоциации наружной рекламы, представители которой не исключают, что будут добиваться отмены принятой концепции в судебном порядке, так как при утверждении документа нарушались нормы регуляторного законодательства (в частности, не проводились общественные слушания).
Называют операторы и «претендента», под которого чистят рынок. По их мнению, речь идет о местном агентстве «Бастион», которое, по слухам, близко к городским чиновникам. Впрочем, владелец последнего Алексей Мироненко эту информацию опровергает. По его словам, их компанию, возможно, затронут в меньшей степени, нежели остальных, но лишь по той причине, что мест в наиболее оживленных местах у них не так много. Возможности же обновлять парк конструкций, как считает г-н Мироненко, сейчас есть у всех операторов, так как на рынке наблюдается повышение спроса со стороны рекламодателей, что позволило агентствам не только заполнить щиты, но и повысить расценки на 10–15% (до 1,5 тыс. грн в месяц).