Рекламу берут под альтернативный контроль
1 марта 2011

Рекламу берут под альтернативный контроль

Вчера комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) презентовал архитектурно-художественный регламент Невского проспекта, рассчитанный на ликвидацию половины наземных рекламных конструкций на главной магистрали города и полное исчезновение рекламы на крышах. Однако легитимность документа поставлена под сомнение: новый регламент не согласован с федеральным органом охраны памятников, как того требует статус исторического поселения. А утверждение КГА о согласовании документа с курирующим рекламный рынок комитетом по печати в самом комитете опровергли.

Архитектурно-художественный регламент Невского проспекта и прилегающих к нему территорий был утвержден распоряжением КГА в мае 2010 года и в июле внесен в реестр нормативных актов, однако был опубликован и, соответственно, вступил в действие лишь в минувшем декабре. Этот документ призван упорядочить размещение «объектов архитектурно-ландшафтной среды» главной исторической магистрали Санкт-Петербурга, включая элементы благоустройства, рекламные конструкции и вывески. Вчера начальник управления ландшафтной архитектуры КГА Лариса Канунникова сообщила, что в новом регламенте учтены не только действующие требования к размещению рекламы, которые были разработаны комитетом по печати, но и более широкий комплекс СНиПов, которые регламентируют размещение рекламоносителей.

Этим нормам, по оценке КГА, противоречит половина размещенных на Невском наземных рекламных конструкций. Однако ликвидировать их КГА рассчитывает лишь после истечения срока действия утвержденных комитетом по печати договоров с операторами рекламы. Кроме того, в регламенте предусмотрена полная зачистка крыш Невского проспекта от рекламных конструкций – также по мере завершения срока их аренды. Впрочем, по традиции, нововведенные правила предусматривают исключения – установка запретных рекламоносителей все же допускается «по согласованию с КГИОП». Таким образом, повторяется ситуация с «отклонениями» от высотных регламентов, апофеозом которых было десятикратное превышение разрешенной высоты для «Охта-центра», отменить которую Смольный был вынужден из-за беспрецедентного скандала.

Вывески на фасадах домов на Невском должны размещаться между первым и вторым этажом по строгим правилам. Когда будет демонтирована размещенная над вторым этажом здания на Невском, 24, вывеска адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (один из партнеров, адвокат Николай Егоров – однокурсник Владимира Путина), в КГА вчера уточнить не смогли. Неизвестно также, кто будет отвечать за выявление нарушителей регламента и применять к ним санкции – эта процедура, как сообщили вчера представители КГА, пока в разработке. Однако главный архитектор города Юрий Митюрев уточнил, что КГА уже с мая прошлого года не согласовывает проекты размещения объектов на Невском, которые не соответствуют регламенту. При этом он подчеркнул, что одним из основных поводов для разработки регламента было негативное влияние рекламы на визуальную среду.

Именно реклама, напомним, на протяжении последних пяти лет была и главным предметом межведомственного спора КГА с комитетом по печати, который отказывался согласовывать разработанный еще в 2006 году регламент. Тогда глава подведомственного комитету по печати ГУП «Городской центр по размещению рекламы» (ГЦРР) Александр Кадыров утверждал в интервью «Ъ», что «документ такого уровня утверждается постановлением правительства. Иначе любой спор, например, с представителями товарищества собственников жилья обернется судом». «Почему комитет по печати должен реализовывать внутренний документ КГА, который никто из других комитетов не согласовывал?», – возмущался господин Кадыров.

Вчера господин Митюрев заверил журналистов, что все комитеты Смольного, включая курирующий рекламный рынок комитет по печати, регламент согласовали, что гарантирует обязательность его исполнения. Однако источник в комитете по печати сообщил «Ъ», что ведомство не согласовывало «волюнтаристский» документ, а глава комитета по печати Александр Коренников отказался от комментариев по этому поводу. Курирующая комитет вице-губернатор Алла Манилова, по ее словам, тоже не согласовывала документ, «поскольку была в отпуске». Впрочем, вице-губернатор утверждает, что «с регламентом или без регламента количество рекламоносителей сократится вдвое, но вопрос будет решаться по каждому носителю индивидуально по мере истечения срока договоров на его размещение». Значительная часть договоров истекает уже в июле 2011 года, еще больше – в 2012 году, уточнила вице-губернатор. При этом она подтвердила, что крышные установки на Невском будут ликвидированы, хотя «стратегическим партнерам» будут предоставлены альтернативные крыши в других местах города.

Это означает, что реклама «Газпрома», сияющая над Невским, вряд ли будет сдана в утиль. Если же вспомнить, что после ликвидации перетяжек с Невского проспекта их владельцы получили в десятки раз больше альтернативных рекламных мест в качестве компенсации, перспектива обещанных КГА регламентов для других исторических магистралей города становится еще более туманной.

Одновременно выяснилось, что регламент Невского проспекта не был согласован с Росохранкультурой, хотя с октября 2010 года, после включения Петербурга в список исторических поселений, городские власти обязаны согласовывать и регламенты, и установку рекламных конструкций с этим ведомством. Начальник отдела регулирования градостроительной деятельности Росохранкультуры Андрей Никифоров считает, что регламент выпущен с нарушением установленной правительством РФ процедуры и может быть подвергнут ревизии. Несмотря на то, что сама Росохранкультура указом президента упразднена, процедура ее ликвидации еще не началась, и ведомство продолжает исполнять свои полномочия, уточнил чиновник.

Источник: Анна Пушкарская, «Коммерсантъ»

Возврат к списку