Правительство Севастополя снесет с улиц города до конца года значительную часть наружной рекламы, оставив всего 350 поверхностей вместо 1200. Игроки рынка наружной рекламы опасаются, что вместе с билбордами и ситилайтами также будет снесён и местный рынок наружной рекламы. Место севастопольских предпринимателей займут крупные материковые компании, обладающие большими финансовыми ресурсами и готовые вкладывать в развитие рынка на долгую перспективу, сообщает ИА SevastopolMedia.
На выход
14 декабря 2017 года на тот момент директор департамента архитектуры и градостроительства Александр Моложавенко представил на заседании правительства утверждённую схему размещения рекламных конструкций в Севастополе. Согласно схеме, количество конструкций наружной рекламы будет уменьшено в 3,5 раза, с 1220 до 450 единиц. Речь идёт о ситилайтах, афишных стендах, тумбах, ситибордах, светодиодных экранах на опоре и билбордах. Схема определяла точки, где будут располагаться конструкции. По словам Моложавенко, Севастополь условно поделён на четыре зоны, «которые предполагают разные требования к установке рекламных конструкций».
- Если в центральной части запрещено размещение крупногабаритных объектов и разрешены только небольшие конструкции, то в «синей» зоне, которая охватывает центральные магистрали, можно установить объекты крупнее, – подчеркнул экс-директор департамента архитектуры. Департамент вместе с ГБУ "Севастопольский центр градостроительства, проектирования и ценообразования в строительстве», который и разработал схему, «исходили из аналогии с другими историческими городами», такими, как Ярославль и Нижний Новгород.
По словам Моложавенко, ни одна из ныне действующих конструкций не соответствует российским ГОСТам, и каждая из них будет снесена до конца 2018 года. Основанием для сноса служат два факта, во-первых, рекламные объекты были установлены незаконно, во-вторых, истекает срок действия украинских договоров.
На текущий момент фирма ООО «Стандартстрой», которая осуществляет демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций в Севастополе, снесла уже 213 таких объектов. Из них 97 составляют билборды, остальное – ситилайты. И до конца года запланировано демонтировать ещё 812.
20 000 рублей против 10 000 рублей
Отмечая безусловный плюс от сноса лишней наружки, эксперты делают робкий прогноз и об угрозах. Снижение количества конструкций в конечном счете отразится на обывателях, чья жизнедеятельность откровенно далека от рекламного бизнеса.
Сокращённое количество рекламных носителей при узаконенном дефиците поверхностей приведет к увеличению спроса и соответственно увеличению арендной платы за размещение рекламы. Так, по словам председателя «Профильной ассоциации рекламистов Севастополя и Крыма» Ланы Самарской, сейчас аренда в Севастополе составляет от 10 до 12 тыс. рублей в месяц за стандартный щит. А в результате уменьшения количества конструкций до 350 единиц есть вероятность, что ценник вырастет до 20 тысяч рублей в месяц и больше.
- Почти 80% рекламы на билбордах Севастополя заказывают представители малого и среднего бизнеса. Это жители Севастополя, которые трудятся здесь не один десяток лет. Они сейчас могут себе позволить лишь две — три плоскости по 10 тысяч рублей в месяц. И то не круглый год. Для них даже 15 тысяч за одну плоскость — это дорого. А брать одну плоскость за 20-25 тысяч рублей для них просто неподъёмно, – уверяет один из операторов наружной рекламы индивидуальный предприниматель Алена Маслова.
По словам Самарской, в Севастополе находится около 40-ка фирм, чей бизнес связан с оказанием услуги по предоставлению в аренду рекламных площадей. Цифра незначительная. Однако поднятие цены арендной ставки приведёт к тому, что у предприятий Севастополя, которые рекламируют свои товары и услуги, возрастут объёмы рекламных бюджетов. А это, в итоге, отразится на цене конкретного товара. Так как в стоимость товара уже включены расходы на рекламу, в том числе, наружную.
Но есть и другой вариант. Местные предприниматели заменят наружку другими рекламоносителями.
— Если произойдёт удорожание, я сразу уйду с этих плоскостей вообще. Мне это не по карману. Уйдём в интернет. Над чем мы активно и работаем. Раньше мы размещали рекламу на 10-ти плоскостях. С учётом того, что рынок стал более жёстким, агрессивным, мы их уменьшили до шести. А с началом предвыборной кампании у нас забрали ещё четыре под социальную рекламу. Именно забрали. Формулировка конкретная. Мы не хотели уходить, у нас их отняли, – поделился с ИА SevastopolMedia директор компании «Сварог» Кирилл Майтренко.
«Нас попросту уничтожают»
По словам главного архитектора Севастополя Александра Моложавенко, в течение года параллельно с демонтажем рекламных конструкций будут проходить торги на заключение договоров с правительством Севастополя на получение права осуществлять предпринимательскую деятельность на тех местах, где рекламистам будет позволено установить новые конструкции, удовлетворяющие всем ГОСТам. Договоры будут заключаться на семь лет. Первые такие торги правительство планирует провести уже в ближайшее время.
Александр Моложавенко: «Мы пока еще думаем, как лучше это сделать, по каждой точке в отдельности или пакетно». По словам нынешнего директора департамента архитектуры и градостроительства Марины Раковой, по случаю проведения аукциона запланирован круглый стол. Принять в нём участие приглашают наиболее крупных операторов севастопольского рынка наружной рекламы. Для того, чтобы определиться с условиями проведения предстоящих торгов.
Определённый опыт подобных аукционов уже есть в Крыму. В частности, в Симферополе и в Судаке. По словам Ланы Самарской, опыт показывает, что рекламисты не спешат принимать участие в этих торгах. Причина банальная: только для старта рекламисту надо будет вложить примерно 1 млн руб.
— Сейчас конструкции реализуются где-то в районе 400-500 тыс. руб. Это разовый платёж за право заключения договора. Дальше надо будет вложиться в новые конструкции, которые предусмотрены схемой. Стоимость того же ситиборда составляет порядка 420 тысяч рублей. Это – без установки. То есть уже выходит около 1 млн руболей. Производят конструкции только на территории континентальной России. То есть добавляйте расходы на транспортировку. А дальше – ежемесячные отчисления в бюджет города. В итоге, коммерческая привлекательность этого бизнеса вообще под большим вопросом. За сколько рекламист должен реализовать свою конструкцию, чтобы окупить свои затраты в течение семи лет? Местные субъекты хозяйственной деятельности вряд ли вытянут финансово эту нагрузку. Как показывает опыт Крыма, большого числа желающих поучаствовать в тендере нет, – заявляет Самарская.
К этому стоит ещё добавить, что демонтаж ныне располагающейся конструкции собственнику обойдётся в среднем в 40 тысяч рублей. В расходную часть включается аренда крана и стоимость работы по сносу и транспортнике на специализированную площадку.
С появлением такого своеобразного вакуума на рынок наружки Севастополя выйдут крупные материковые операторы наружной рекламы, способные, приняв участие в тендере и выиграв в нём, заключить договор с правительством, закупить дорогостоящие конструкции, установить их и в течение семи лет окупить вложения. Материковые компании это потянут, местные вряд ли.
— Может, один-два оператора останутся. И то самые крупные, те, которые работают не только на севастопольском рынке, – уточняет Алена Маслова.
Для местного бизнеса, по словам председателя «Профильной ассоциации рекламистов Севастополя и Крыма», будет лучше, если сроки заключения договора увеличатся с 7 до 10 лет.
— Максимальный срок заключения договора по федеральному законодательству составляет 10 лет. Если мы предоставляет рекламисту такой срок, мы даём ему возможность реализовать более дорогостоящий проект. Поставить более дорогую конструкцию, у которой срок окупаемости 5 либо 10 лет. Если это 5 лет, вся затратная часть будет включена в 60 месяцев и потом сформирована цена для рекламодателя. Либо это 10 лет, и тогда расчёт формируется на 120 месяцев. В итоге, цена ежемесячной аренды рекламной площади на ситиборде, размещённом согласно договору, заключённому с правительством на 10 лет, будет меньше, чем стоимость размещения на конструкции, у которой срок договора будет действовать 5 лет, – подчёркивает Лана Самарская.
Получается замкнутый круг. Поднятие цены за аренду рекламных площадей приведёт к тому, что могут пострадать не только операторы наружной рекламы, но и рядовые севастопольцы и компании, которые производят свою продукцию на территории Крыма и Севастополя, или торговые предприятия.
— Местные рекламисты теряют группу этих клиентов и, соответственно, им не целесообразно вкладывать деньги в установку и эксплуатацию билбордов, – отмечает Самарская.
А Маслова высказывается гораздо эмоциональнее и заявляет буквально о рейдерском захвате местного бизнеса наружной рекламы.
— На всевозможных форумах и съездах предпринимателей нам говорят, что осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса. А на самом деле нас попросту уничтожают. От нас ничего не останется. Или это таким образом заводят на рынок Севастополя ради своих интересов других игроков? Мы не боимся конкуренции, но нас просто срезают под корень и предоставляют условия заведомо не выполнимые. Тогда это рейдерский захват. Я это так воспринимаю. Непонятно, кто будет вливать такие деньги, если они просто не отобьются? Кому мешают конструкции на Камышовом шоссе, на ул. Индустриальной, на объездной, на трассе? Чем они там город портили? При этом давали в бюджет города деньги и немалые, – возмущается индивидуальный предприниматель.
Моложавенко за порядок, которого может не оказаться
Однако первый заместитель директора департамента архитектуры Александр Моложавенко проблемы не видит. При этом, правда, тоже прогнозирует, что цены взлетят.
— Рекламных конструкций в Севастополе становится меньше, но от этого бизнес не сжимается. Рынок рекламных услуг просто становится дороже. Вот и всё. У каждой фирмы есть бюджет, количество рекламных конструкций, которые они закупали, будет меньше. Наша задача – сделать всё максимально прозрачно и структурированно. Создать понятные для всех участников правила, и это даст эффект. Со временем будет порядок, – прогнозирует чиновник.
Председатель «Профильной комиссии рекламистов Севастополя и Крыма» Лана Самарская уверена, что другим – после поднятия цен – негативным моментом, связанным с борьбой с рекламными объектами, станет как раз всплеск числа рекламных конструкций, установленных без каких-либо согласований.
— Появятся самовольно установленные щиты, штендеры, баннера, перетяжки и т.д. По-моему, лучше кардинально не сокращать типовые рекламные конструкции, потому что это уменьшит количество самой рекламы в целом и самовольной в том числе. Наоборот, предполагаю, что самовольной рекламы будет больше, а законной — меньше. Если меньше рекламы, значит, меньше поступлений в бюджет, меньше выполнения социально значимых программ. Потому что рекламные конструкции, которые появятся незаконно, не предполагают оплату в бюджет города и размещение социально-значимой информации, – делится Самарская.
Она предлагает «усилить контроль со стороны департамента архитектуры за самовольно установленной рекламой, иметь возможность применения мер быстрого реагирования. Проводить моментальный демонтаж, составлять административные протоколы, выносить штрафы, чтобы пресекать хаотичное размещение рекламных объектов. В этом случае эффект будет действительно положительный».
Когда размер имеет значение
Из 360 конструкций, которые фирма ООО «Стандартстрой» за 8 млн бюджетных рублей демонтировала в 2017 году, чуть меньше 150-ти единиц представляют собой так называемые вывески. С ними, точнее, с их чрезмерным количеством и превышающими нормы размерами департамент архитектуры и градостроительства Севастополя также борется. Результаты налицо. Многие фирмы изменили свои корпоративные логотипы. Как минимум уменьшили их в размере. Согласно требованию департамента буквы в названии вывески не должны превышать 50 см.
Понятно, и эти изменения отразились на рынке наружной рекламы, которые могут, в итоге, негативно отразиться на бизнесе.
— Раньше мы делали вывеску любого размера. И за счёт этого зарабатывали гораздо больше. Буквы можно было делать большие и размещать их везде. И штендеры могли везде ставить. Сейчас у нас, с одной стороны, добавилось работы, так как заказчики теперь вынуждены переделывать рекламу. А с другой стороны, когда волна переделок закончится, будет спад. Плюс долгий период согласований с департаментом архитектуры негативно влияет, – сообщает руководитель рекламно-производственной компании START Дарья Бондаренко.
И добавляет, что и на них отразилась правительственная программа по сокращению рекламных конструкций.
— Широкоформат уже не везде можно вешать. Машины по печати не так загружены, как раньше. Борды сносят. Раньше наши заказчики, которые печатались, раза два в месяц меняли постер. Сейчас гораздо реже, – отмечает Бондаренко.