9 Октября 2018

Помочь малому бизнесу

ГН.jpgАвтор – Гарий Напалков,
управляющий партнёр компании LEGALIGHT

Законопроект о предоставлении преференций субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере наружной рекламы вновь является предметом рассмотрения Государственной Думы. Информация о том, что законопроект включен в примерную программу работы парламента на декабрь 2018 г. появилась в системе обеспечения законодательной деятельности (http://sozd.duma.gov.ru/bill/18549-7).

В рамках 26-ой выставки «Реклама-2018» на панельной дискуссии года заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров отметил, что «для рекламораспространителей доступ к рекламным конструкциям должен быть расширен, поскольку для определенного сегмента бизнеса наружная реклама – приоритетный способ продвижения своих товаров и услуг. Мы должны учитывать возможность выстраивания коммуникаций, в том числе и для малого бизнеса». Информация об этом появилась недавно на сайте ФАС РФ.

Таким образом, для малых и средних компаний, работающих в наружной рекламе, открывается «окно возможностей» побороться с крупными операторами за рекламные места, а значит и за будущие бюджеты рекламодателей.

Идея предоставления преференций субъектам малого и среднего бизнеса в наружной рекламе возникла более семи лет назад и в мае 2011 г. в ГД РФ был внесен первый законопроект №548559-5, предусматривавший распределение на специальном конкурсе для малого и среднего бизнеса не менее 60% рекламных мест. При этом крупные компании должны были бы бороться за оставшиеся места на аукционе. Законопроект в итоге был снят с рассмотрения.

Позднее, в октябре 2013 г. была вторая попытка предоставить преференции субъектам малого бизнеса в наружке на законодательном уровне, но в этот раз уже с более скромными 20% рекламных мест. Эта инициатива также не увенчалась успехом в связи с противодействием крупных операторов и администраций Москвы и Санкт-Петербурга. Их позиция понятна: управление несколькими операторами на территории города более предсказуемо, чем сотней средних компаний.

Кроме того, рекламные конструкции – это не только инструмент извлечения прибыли оператором или городом (в виде платы по договорам и торгам), но и городской архитектурный облик, который следует поддерживать в едином стиле и стандарте обслуживания.

Именно с проблемой неконтролируемого количества «фанерных» рекламных конструкций до сих пор сталкиваются власти во многих городах России.

Возродившийся законопроект был внесен в Госдуму в ноябре 2016 г. и прошел первое чтение. Так какие же преференции для малого и среднего он содержит?

Во-первых, законодательно закрепляется, что не менее 20% рекламных мест должно предоставляться по результатам торгов субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для целей реализации данного принципа, предлагается установить, что «специализированные» места отбираются на «недискриминационной основе». Данное требование вызывает резонные замечания, поскольку термин «недискриминационная основа», даже с учетом разъяснения, что такие места должны быть сопоставимы с неспециализированными местами по типу и виду рекламных конструкций и их территориальному размещению, сложно признать однозначным.

В случае сохранения в законе такой терминологии, требования операторов, которые захотят сорвать торги и будут доказывать, что организатор неправильно определил специализированные места вполне реальны. Тем не менее, если предоставить полномочия Антимонопольной службе рассматривать такие споры в особом ускоренном порядке, это сделает обжалование документации о торгах бесполезным.

Во-вторых, определена максимальная стартовая цена для одного лота в размере не более 1/1000 (2/1000 для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) от законодательного критерия предельного значения выручки, по которому определяются субъекты малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день это 800 млн руб., а значит стартовая стоимость лота может быть не более 800 тыс. руб. (1,6 млн руб. для городов федерального значения). Необходимо отметить, что критерии отнесения к субъекту МСП теперь считаются не от выручки, а от дохода и данную неточность авторы законопроекта, скорее всего уточнят перед внесением его на второе чтение.

Также стоит уточнить, что размер лота по-прежнему не ограничен, а значит минимальная стартовая цена распространяется как на 1 конструкцию, так и на несколько.

Остальные предложения направлены на то, чтобы обеспечить исполнение на практике этой 20%-ной доли МСП и избежать действий, которые юридически называются в ст.10 ГК РФ действиями в обход закона, при чем как со стороны государственных органов, которых данным законом будут стимулировать увеличивать количество операторов (читай «проблем на подведомственной территории»), так и со стороны самих операторов, которые будут пытаться всеми силами стать субъектами малого предпринимательства и получить возможность поучаствовать в торгах за специализированные места.

Существенное влияние на весь рынок наружной рекламы окажет закрепление на федеральном уровне порядка проведения торгов. При этом предполагается, что форму проведения торгов все равно будут выбирать соответствующие органы местного самоуправления. Исходя из общей тенденции отказа от конкурсов, как конкурентного способа распоряжения правами или имуществом, следует ожидать, что аукционы будут признаны основной, если не единственной формой проведения торгов.

По информации ФАС РФ законопроект будет также предусматривать право города безусловного демонтажа рекламных конструкций. Поскольку данная норма в настоящее время в принятом законопроекте отсутствует, следует обратить внимание на тот текст, который появится ко второму чтению в Госдуме. Данное полномочие по демонтажу дает широкие возможности для борьбы с пиратскими конструкциями, что будет дополнительным стимулом для городских властей поддержать принятие данного законопроекта.

Возврат к списку