• √лавна€
  • —ћ»
  • «а петербургскую наружку вступились в ћоскве. ’роника пикирующего рынка
2 јвгуста 2017

«а петербургскую наружку вступились в ћоскве. ’роника пикирующего рынка

‘ј— нашла нарушени€ в конкурсе на установку более 9 тыс€ч рекламных конструкций в ѕетербурге.  омитет по печати, по мнению антимонопольщиков, неадекватно оценивает за€вки претендентов и неверно составл€ет конкурсную документацию. “еперь, если следовать логике ”‘ј—, услови€ конкурса придетс€ измен€ть и продлевать срок рассмотрени€ за€вок. ¬ самом комитете пока молчат. «ј —.–у разобралс€ в том, что творитс€ на этом рынке и почему уже который год комитет по печати вызывает столько нареканий у рекламщиков, пишет ««ак—.ру».

 омитет-нарушитель

¬ ”‘ј— обратили внимание на то, что за€вки участников в комитете собирались оценивать по п€ти критери€м – в том числе, по предложенной цене. ѕричем чем она выше, тем больший балл должен получить участник. ќднако Ђповышение начальной цены контракта более чем в 1,9 раз никак не сказываетс€ на присваиваемых за€вке баллахї, обратили внимание антимонопольщики. ƒело в том, что за€витель не может получить более 25 баллов, вне зависимости от того, какую цену он предложит.  ак будто в комитете по печати не очень заинтересованы в том, чтобы бюджет получил от рекламщиков больше денег.

–азмещение социальной рекламы за счет бизнеса тоже, кажетс€, в задачи чиновников не входит. “ак, в за€вке можно указать за€вке объем социальной рекламы, который участник готов размещать в течение года бесплатно. ќднако этот показатель не должен превышать 5% годового объема распростран€емой участником рекламы.

Ђ”становление максимальных предельных значений по этим критери€м лишает участников стимула конкурировать на торгах и предлагать более выгодные услови€ исполнени€ контракта, так как они не будут оценены организатором торгов должным образом. “акой пор€док оценки за€вок не позвол€ет выбрать наилучшее предложениеї, Ц по€снил замглавы ‘ј— –ачик ѕетрос€н. ѕрочие критерии, отмечают в антимонопольной службе, содержат Ђнеопределенные формулировки и неадминистрируемые требовани€ к составу за€вокї.

¬ ‘ј— считают, что все это может помешать участникам подготовить за€вки, которые бы максимально соответствовали требовани€м организатора торгов. ¬ св€зи с этим антимонопольщики признали комитет по печати и взаимодействию со —ћ» нарушителем закона о защите конкуренции и предписали внести изменени€ в конкурсную документацию и продлить срок рассмотрени€ за€вок.  оторый, кстати, истекал 3 августа Ц получаетс€, что ‘ј— успел заметить нарушени€ в последний момент. “еперь срок должен быть продлен так, чтобы он составл€л не менее 30 календарных дней с момента уже нового опубликовани€. » состо€тьс€ это Ђновое опубликованиеї должно до 11 августа. ¬ комитете от комментариев отказались, Ђ«ак—.–уї направил чиновникам официальный запрос.

 ак все начиналось

2 июн€ 2017 года должно было произойти то, чего городска€ отрасль ждала уже много лет Ц торги на размещение рекламных конструкций. —мольный выставил 23 лота на сумму 984 миллиона рублей. ¬сего через неделю после публикации схемы размещени€ рекламных конструкций, которую операторы также ждали с 2014 года. “ак что подробно ее изучить никто не успел. ћеропри€тие пришлось отложить Ц операторы наружки начали жаловатьс€ на недобросовестную конкуренцию.

„ерез мес€ц состо€лось заседание ”‘ј— ѕетербурга, на котором ведомство признало жалобы обоснованными и предписало комитету по печати внести изменени€ в конкурсную документацию. 13 июл€ служба изучила еще несколько за€влений и выдала комитету еще несколько предписаний. ¬ —мольном исправл€ть документацию не спешили, сказали, что дождутс€ рассмотрени€ всех жалоб. ѕри том, что новые торги уже были назначены на 17 июл€. ќни и прошли. Ѕез изменений в бумагах. “огда за дело и вз€лась центральна€ ‘ј—.

„то не устраивает?

≈сть несколько моментов, с которыми не согласны некоторые участники торгов. –ечь идет не о тех компани€х, которые давно работают на петербургском рынке. Ќапротив, конкуренты подозревают, что в их интересах и упр€м€тс€ городские чиновники.

¬о-первых, фундаменты рекламных конструкций. „тобы набрать максимальное количество баллов, надо сдать их проекты. Ќо сколько их и как это оцениваетс€ конкурсной комиссией, остаетс€ тайной. » участники торгов вид€т в этом коррупционную составл€ющую. ¬о-вторых, даютс€ привилегии местным компани€м. ƒл€ победы в конкурсе рекламщики должны иметь в ѕетербурге штат сотрудников.   примеру, в ћоскве таких условий нет. » петербургские компании успешно там работают. ¬-третьих, один из критериев победы Ц предоставление конструкций дл€ бесплатной социальной рекламы. Ѕизнесмены считают это двойной платой за использование площадей.

≈сть и еще р€д претензий. ¬ документации есть параметры, которые не учитываютс€ в формуле.   примеру, весовой коэффициент. Ќасколько он повли€ет на результат, участники конкурса пон€ть не могут. »нформаци€ о торгах не размещена на сайте госзакупок, что уже €вл€етс€ нарушением.  омитет демонтировал рекламоносители одних компаний, но конструкции других до сих пор наход€тс€ в продаже на август. „то, по мнению бизнесменов, создает конкурентные преимущества.

—кандальна€ наружка

–ынок наружной рекламы дл€ администрации ѕолтавченко Ц неисс€каемый источник скандалов. √ромкие конфликты в отрасли как раз начались с приходом нынешнего губернатора 6 лет назад. » попытками его подчиненных навести €кобы пор€док на рекламном рынке. ќ его реформе было объ€влено в конце 2011 года. “огда чиновники готовили проект вместе с экспертной группой при ќбщественном совете по развитию малого предпринимательства.

¬ группу входили представители компаний, несколько бывших главных архитекторов города, ректоры петербургских вузов. Ѕыл создан проект постановлени€, который и передали в —мольный. ќднако документ є1002 Ђќ пор€дке согласовани€ наружной рекламы в —анкт-ѕетербургеї был прин€т в совсем иной редакции. —огласование рекламных конструкций перешло к учреждению, созданному в структуре комитета по печати.

Ќынешний председатель комитета —ергей —ерезлеев, тогда замглавы ведомства, спуст€ три мес€ца после вступлени€ постановлени€ в силу с гордостью сообщал, что удалось обработать 500 за€влений. –екламщики с грустью сообщали, что 7 тыс€ч за€вок получили обратно.

Ќо некоторые животные равнее

ќдна из заповедей в Ђ—котном двореї ƒжорджа ќруэлла Ц Ђ¬се животные равны, но некоторые животные равнее другихї. “рудно судить о религиозности нынешних хоз€ев —мольного, но именно эту заповедь они соблюдают наиболее ревностно. ¬ сент€бре 2012-го власти объ€вили о решении освободить центр города от крупных форматов наружной рекламы. ќ том, что они будут выведены в отдаленные районы, глава комитета по печати јлександр Ћобков сообщил телеканалу Ђ—анкт-ѕетербургї.

„ерез три недели на Ћиговском, пр€мо у площади ¬осстани€, по€вились огромные баннеры с рекламой газеты Ђѕетербургский дневникї и... телеканала Ђ—анкт-ѕетербургї. ѕри этом, как оказалось, ни комитет по печати, ни учредитель и издатель Ђƒневникаї Ђѕетроцентрї не объ€вл€ли конкурсы на наружное продвижение.  роме всего прочего, размещение плакатов нарушало нормы закона о зонах охраны.

ј весной 2013-го чиновники пошли еще дальше и разрешили установку видеоэкранов агентства Ђ“ретий глазї. ¬ центре, на Ћиговском и ћосковском, Ћитейном и  аменноостровском проспектах. “ут взвыл даже  √»ќѕ. ѕредставители комитета по охране пам€тников за€вили, что не согласовывали размещение панелей. ј по двум из них даже за€вок не поступало. ¬ комитете по печати ответили, что коллеги недостаточно мотивировали свой отказ. ¬  √»ќѕ, в свою очередь, напомнили, что речь идет о нарушении законодательства –‘ об объектах культурного наследи€.

 онцепционеры

¬се это врем€ чиновники с важным видом слона в посудной лавке писали концепцию развити€ наружной рекламы. ќ создании документа объ€вил глава комитета по печати јлександр Ћобков осенью 2011-го.  онцепци€ должна была определить жизнь наружки с 2012-го по 2015-й годы.   середине 2013-го текст был готов по большей части и уже прошел несколько слушаний. 3 июл€ губернатор встретилс€ с градозащитниками, которые указали ему на по€вление крупногабаритной рекламы в центре. ”частник встречи, депутат ћаксим –езник, рассказал, что ѕолтавченко недоволен концепцией и потребует еЄ изменить.

ѕри этом сам глава города к этому моменту уже не раз докладывал, что разработка документа находитс€ в финальной стадии. “ам она находилась в 2012-м и потом еще несколько лет подр€д. —роки посто€нно мен€лись. —начала ѕолтавченко обещал доработать и согласовать документ к 20 декабр€. ѕотом к 20 €нвар€.  ак будто между этими датами чиновники не отрывались от процесса. » действительно Ц 20 €нвар€ глава комитета по печати Ћобков сослалс€ на день  онституции, Ќовый год и –ождество. » назвал новую дату Ц 1 феврал€.

 ак мы знаем, праздников в нашей стране много. ѕоэтому на сайте правительства вы не найдете даже проекта концепции размещени€ наружной рекламы. ¬ неофициальных разговорах с руководством комитета по печати звучало мнение, что разработка концепции €вл€етс€ нецелесообразной.

ѕошли по схеме

Ќе справившись с концепцией, смольнинска€ бюрократи€ решила добить хот€ бы часть этого документа. –ечь идет о схеме размещени€ наружной рекламы. “екст с картинками должны были опубликовать к 1 €нвар€ 2014 года. ‘айлы по€вились в одной из петербургских редакций лишь спуст€ мес€ц. Ќо вот найти их на сайте комитета по печати не смогли даже игроки рекламного рынка. ¬ самом ведомстве говорили, что комментировать ничего не собираютс€.

„лены комиссии по образованию, культуре и науке заксобрани€ обратили тогда внимание на неув€зку с числами. ќфициальна€ дата публикации была указана 21 €нвар€. Ќо выложен он был только 30-го. √лава комиссии ћаксим –езник предположил Ц это было сделано, чтобы сократить врем€ антикоррупционной экспертизы с 14 дней до четырех.

¬ итоге √еоргий ѕолтавченко подписал схему лишь 17 апрел€ 2014 г. Ц на 3,5 мес€ца позже, чем того требовало федеральное законодательство.

ѕри этом большинство договоров об аренде рекламных мест истекло еще в 2013-м. Ѕез схемы не могли провести торги. √ородской центр размещени€ рекламы подал дес€тки исков с требованием демонтировать конструкции. Ћишь часть компаний получили отсрочку.

ЂЋобковый законї

Ёкзотический способ решени€ проблемы внезапно предложил депутат ¬италий ћилонов. ќн внес изменени€ в закон —анкт-ѕетербурга "ќ мерах по реализации ‘едерального закона Ђќ рекламеї. –ечь шла о том, чтобы разрешить компани€м заключать договоры на 10 лет даже при отсутствии схемы размещени€. Ћидер фракции Ђ—праведлива€ –осси€ї јлексей  овалев назвал эту попытку Ђбеспрецедентным лоббизмомї. » выразил мнение, что за его внесением стоит глава комитета по печати јлександр Ћобков. — подачи депутата ћаксима –езника документ был назвал Ђлобковым закономї.

—ам ћилонов объ€снил претензии к нему со стороны  овалева противосто€нием с помощником эсера јлександром  арповым, назвав того Ђжукомї и Ђиностранным агентомї.  арпов описал ситуацию так:

Ђ” всех свои проблемы... ј вот за мной сегодн€ бежал по коридору ћилонов с криками Ђагенты!ї, Ђокопались тут!!ї, Ђперекрою каналы финансировани€!!!ї, Ђ... на велосипедиках!!!ї

¬ результате вето на этот вариант документа наложил губернатор ѕолтавченко. Ѕыл ли он Ђжукомї и Ђиностранным агентомї, ћилонов уже не сообщал.

» √ќ—“ом сверху

¬ услови€х лоббистской активности и растер€нности чиновников рекламный рынок ждал наступлени€ 1 марта 2016-го. ¬ этот день по всей стране должен был стать об€зательным госстандарт по наружной рекламе. Ќовые услови€ били преимущественно по рынкам мегаполисов. “ак, в ѕетербурге не соответствовали √ќ—“у более 90% конструкций. √убернатор ѕолтавченко и мэр —об€нин обратились к премьеру ћедведеву с просьбой пересмотреть √ќ—“.

Ќа деле катастрофы не произошло. ѕо крайней мере, в тех масштабах.  омитету по печати пришлось несколько раз переписывать уже прин€тую схему размещени€ рекламы. »тоговый вариант √еоргий ѕолтавченко подписал в конце ма€ этого года. „исло мест сократилось на треть Ц с 14,5 тыс€ч до 9,3 тыс€ч.

» вот, наконец, летом 2017-го чиновники смогли начать проводить конкурсы на размещение наружки. “олько вы€снилось, что все старые проблемы никуда не делись Ц к ним только добавл€ютс€ новые.

ѕричем нарушени€ замечали уже и в петербургской ‘ј—. «а неисполнение их предписаний рекламщики (компании Ђ—айн —итиї, Ђ–екламное агентство Ђ—тоикї и Ђ–екламна€ сеть Ђ—тоикї) прос€т привлечь к административной ответственности главу комитета по печати —ерге€ —ерезлеева. —обираетс€ ли —ерезлеев исполн€ть предписани€ теперь уже и федеральных антимонопольщиков Ц неизвестно, ведь от комментариев в комитете отказываютс€.


»сточник: –оман ѕерл, Ђ«ак—.руї

¬озврат к списку


“екст сообщени€*
«ащита от автоматических сообщений
«агрузить изображение