О том, почему наружной рекламе не хватает бюджетов, как правильно решать проблему кадрового голода и что даёт человеку работа в рекламном бизнесе рассказывает основатель компании North Star Media Илья Аксёнов. Что из себя представляет компания North Star Media сегодня? Довольны ли вы результатом, которого достигли на сегодняшний день? В целом очень довольны. Мы за этот год сделали намного больше, чем планировали, этому сильно поспособствовало приобретение нами компаний GMG и HD LED, в которую входит компания «НАТО ИНФО» (занимается разработкой и изготовлением электронных систем отображения информации), в результате чего мы начали не только распространять рекламу на собственных конструкциях, но и стали производителями и поставщиками светодиодных экранов. А также, поскольку компания HD LED занимается гарантийным и постгарантийным обслуживанием наших конструкций, сосредоточили в наших руках полный цикл работ, что не только оптимизирует затраты, но и дает существенные преимущества в развитии по сравнению с другими операторами наружной рекламы. Как компания прошла 2020 г.? Насколько серьёзно пришлось пересматривать планы? Чему в принципе научил вас ковидный 2020-й? Мы не привыкли жаловаться, планов не пересматривали, они лишь сдвинулись на 60 дней. Так как у множества договоров с сетевыми агентствами у нас 60-дневный постоплатный период, в момент пандемии мы продолжали получать оплату и чувствовали себя довольно неплохо, после того как закончилась пандемия, закончились и деньги, но к этому времени восстановилось размещение, поэтому видели свет в конце тоннеля.
Рекламодатели объективно просили перенести период размещения рекламных компаний, так как наружная реклама неэффективна в тот момент, когда все сидели дома. Но благодаря ретейлу даже в сложное для многих время наша компания сохранила минимальную доходность. Благодарен 2020 году за то, что научил больше времени и внимания уделять семье. Планируете ли вы развивать новые направления в бизнесе компании? Не рассматриваете ли вопрос диверсификации? Под нашим брендом не только компания в отрасли наружной рекламы, в нашу структуру входит компания North Star Telecom, которая занимается установкой оборудования 5G на собственных высотных конструкциях в Ленинградской области. Так же нам принадлежит North Star Med, сотрудники которого работают над открытием сети медцентров, о которых страна узнает уже в мае. В наших планах строительство ТЦ в северной части Санкт-Петербурга, который, возможно, будет носить название нашего бренда: North Star – это не бренд, а философия. Как вы в целом оцениваете развитие рынка наружной рекламы в России? Насколько он соответствует запросам рекламодателей? Готов ли к технологическим прорывам? Чего наружке не хватает? От чего она должна избавиться? Довольно высоко оцениваю шансы рынка наружной рекламы. Все операторы ежедневно заботятся о том, чтобы работа с ними была максимально комфортна и выгодна рекламодателю, вводятся технологические новшества, продажи по programmatic-моделям. Наружке не хватает бюджетов, они несправедливо перетекали в диджитал-сегмент. Избавиться наружка должна от нерадивых подрядчиков, высокой маржинальности агентств и статичных конструкций. Сейчас в ooh-индустрии активно развивается цифровое направление. Но не кажется ли вам, что при таком темпе диджитализации наружка вновь, как это было несколько лет назад, превратится в визуальный мусор, только теперь цифровой? Нет, мне абсолютно так не кажется, это не только удобно и красиво, но и весьма эффективно, и это не только мое мнение. Недавно мы совместно с агентством Vision исследовали нашу целевую аудиторию и выяснилось, что цифровая наружка не только жива, но и демонстрирует потрясающие результаты повышения узнаваемости бренда, в разы выше, чем ролики в интернете. На ваш взгляд, необходима ли консолидация ooh-рынка в такой большой стране как Россия? И если да, то по какому пути эта консолидация должна двигаться? Консолидация уже произошла, в принципе, она улучшит качество услуг для рекламодателя, минусы – это повышение цен и т. д., считаю, что в такой большой стране это невозможно, если только кто-то один не купит нас всех, а на сегодняшний день таким ресурсом обладает только «Сбер». Как вы оцениваете рынок производства digital-конструкций в России? Насколько он конкурентоспособен с зарубежными производителями? Есть ли у него перспектива стать полноценной, технологичной индустрией, и что для этого нужно? Мы и сами являемся производителями экранов, мне принадлежит 16% завода-производителя «НАТА ИНФО» (основан в 1989 г.), а это единственный в России производитель экранов полного цикла (собственное высокотехнологичное производство). Наши производственные мощности позволяют выпускать продукцию более высокого качества и более долговечную, чем китайские аналоги, но надо признать, что ее стоимость значительно выше. Шансы определенно есть, на мой взгляд, нужно повысить ввозную пошлину для иностранной электронно-компонентной базы и запрет ее использования в госзакупках. Одна из многолетних проблем не только наружки, а всего рекламного рынка – кадры. Как вы решаете этот вопрос? Где находите специалистов? Кадровый голод действительно большая проблема, и не только в наружке, мы идем по пути проб и ошибок, воспитываем своих специалистов, привлекаем специалистов с большим опытом работы, кстати, вышеупомянутая консолидация в этом помогает, постоянно мониторим соответствующие сайты. Ваш прогноз развития рынка в 2021 г. и на ближайшую перспективу? Я искренне верю, что рынок будет стабильным, возможно, продемонстрирует небольшой рост. Какие планы вы ставите перед собой в этом году и в ближайшие 3-5 лет? Будем участвовать в тендерах, аукционах по всей стране и выставлять диджитал-конструкции 3х6 м, данный формат демонстрирует шикарную окупаемость всего за один год. Это красивый, стандартный, высокорентабельный формат. У нас нет завоевательских планов поглощения всего рынка, свою нишу на рынке наружной рекламы мы уже заняли. Существуют ли в компании традиции? Может быть вы вместе занимаетесь спортом и т. п.? Руководящий состав перед работой посещает тренировки по боксу, второй год участвуем в гонке героев. У нас есть своя хоккейная команда, которая играет в медном дивизионе РТХЛ (Региональная товарищеская хоккейная лига). В компании практикуем радикальную честность в отношениях, много времени проводим вместе в диалоге и даже спорах, большинство сотрудников участвует в процессе принятия решений. Почему вы решили заняться именно наружной рекламой? Чем она вас привлекла? Честно говоря, после того, как я случайно попал в рекламу, в ней мне нравится всё, сроки возвращения вложенных средств, постоянные тусовки, сборы, конгрессы, мероприятия, нравится, что ей занимаются преимущественно молодые, активные, вовлеченные в процесс люди, нравится креативность. Работа в рекламе не дает стареть, она постоянно держит в тонусе, количество возникающих вопросов не дает отдохнуть, постоянно нужно быть наготове. Быть активным и востребованным мне тоже нравится. Не говоря уже о том, что я безмерно благодарен рекламе и рекламному сообществу за новые знакомства с потрясающими и интересными людьми, которые многому меня научили. Если вернуться в самое начало, что бы вы изменили, каких ошибок в бизнесе не допустили бы? В числе моих первых ошибок из-за отсутствия опыта было привлечение двух первых команд продавцов, которые не только провалили возложенные на них задачи, но и, к сожалению, посодействовали формированию ложного мнения обо мне на рынке. Ушло время на то, чтобы познакомиться со знаковыми людьми на рынке. Мне нужно было однозначно все делать самому с самого начала. А если не наружка, чем бы вы занялись? Я занимаюсь инвестированием, строительством, благотворительностью и, если говорить о том времени, которое у меня сейчас занимает наружка, то я бы потратил его на общественную деятельность. Насколько вы лично подвержены рекламе? Делали ли вы покупки под её влиянием? Подвержен чуть более среднестатистического человека, так как ей занимаюсь, неоднократно делал под ее влиянием покупки. Реклама – двигатель торговли. Как вы обычно проводите время вне работы? Есть ли у вас хобби? Занимаюсь спортом, люблю активные и командные виды спорта, увлекаюсь нумизматикой, занимаюсь поисковой деятельностью и ежегодно принимаю участие в вахтах памяти и поиском останков павших бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии. |