|
©
О развитии рынка транзитной рекламы в Крыму, его особенностях и проблемах мы попросили рассказать Алексея Докшина, генерального директора Рекламного центра «МОРЕМЕДИА».
Как вы оцениваете развитие индустрии транзитной рекламы в Крыму сегодня в сравнении с прошлым, позапрошлым годами?
В последние 1,5-2 года популярность транзитной рекламы в Крыму выросла в несколько раз. Причиной тому – множество факторов. Во-первых, постепенное обновление городского автопарка. Реклама на новых троллейбусах, автобусах и маршрутных такси смотрится очень выигрышно. Это увеличивает потенциал рынка. Во-вторых, на полуострове увеличиваются возможности для развития транзитной рекламы. Например, не так давно у нас появились троллейбусы на автономном ходу – и теперь, благодаря им, транзитная реклама может «добраться» до новых районов. В-третьих, транзитная реклама развивается вместе с Крымом. Так, с каждым летом к нам приезжает все больше туристов, следовательно, перевозчики увеличивают количество рейсовых автобусов, троллейбусов и т. д., что позволяет увеличить площадь, доступную для размещения транзитной рекламы. Так что все факторы играют только на руку транзитной рекламе – увеличение количества рейсов, рекламных площадей, транспортных единиц. Рекламодателям стала интересен этот канал коммуникации отрасль.
На ваш взгляд, финансовый кризис и экономические проблемы в стране, позитивно или негативно отразились на сегменте транзитной рекламы?
Кризис, в целом, очень влияет на развитие любого вида рекламы. Потому что первое, что урезают компании в случае финансового кризиса – рекламные бюджеты. Но это делает рекламу только сильнее – она становится более профессиональной, сильной, яркой. Кризис заставляет мобилизоваться и искать менее затратные, но более эффективные методы.
Преимущество нашего рекламного агентства в том, что мы анализируем рынок. И предлагаем нашим клиентам то, что им нужно, что будет максимально эффективным в пределах выделенного бюджета. Именно так мы и развиваем сферу транзитной рекламы. Ведь она является одним из самых недорогих каналов распространения рекламы из расчета на одного потребителя. Я думаю, что во время кризиса транзитная реклама становится более профессиональной и оригинальной – чтобы выполнять те же самые задачи, но за меньшие деньги.
От чего, на ваш взгляд, необходимо как можно быстрее избавляться местной транзитке? Что мешает её развитию?
По моему мнению, в Крыму в сфере транзитной рекламы работа не налажена. На полуострове очень большое количество мелких перевозчиков, с каждым из которых приходится договариваться индивидуально. Это приводит к тому, что цены на рынке на одну и ту же услугу могут значительно различаться. У нас отсутствуют федеральные операторы в транзитной рекламе, которые работают профессионально, качественно и в срок. Несмотря на отсутствие единых стандартов, наша компания делает все возможное, чтобы клиент остался доволен. Мы к каждому подходим индивидуально, подбираем максимально эффективные маршруты, изучаем целевую аудиторию, чтобы результат был очевидным.
Не секрет, что взаимоотношения бизнеса и городских властей в разных городах складываются по-разному. Но, в целом, их можно было назвать деловыми и взаимовыгодными. Однако за прошедший год в ряде регионов произошло ужесточение требований к размещению рекламы на транспорте. Как в этом плане обстоят дела на полуострове?
Я бы не сказал, что у нас произошли какие-то ужесточения или негативные явления. Скорее, наоборот. Например, предприятие «Крымтроллейбус», который является монополистом в Симферополе, Ялте, Алуште по троллейбусным перевозкам, увеличило количество машин, доступных для размещения рекламы.
Какие события в стране, экономике, бизнесе, на ваш взгляд, повлияли на развитие сегмента транзитной рекламы наиболее существенно?
Я не вижу существенного влияния каких-то событий в экономике и бизнесе на развитие транзитной рекламы в нашем регионе. Особенность развития данного вида рекламы в Крыму – это фактор сезона. То есть перед летним сезоном всегда наблюдается развитие, увеличение объемов рекламы и бюджетов. Зимой, конечно, она идет на спад.
В транзитной рекламе работает много компаний. Это и операторы, и специализированные агентства, и агентства полного цикла, и т. д. Вряд ли можно точно сказать, сколько вообще фирм в России размещает транзитку. Может быть, отрасли нужна консолидация? Как вы относитесь к этому вопросу?
В сфере транзитной рекламы, как и в любой другой отрасли, на первом месте стоит уровень сервиса и профессионализм. Вот что необходимо этому рынку. Мы, как агентство полного цикла учитываем специфику деятельности клиента, изучаем рынок, потенциальную аудиторию. Исходя из всего этого, предлагаем клиенту комплексное размещение, в котором учтены все параметры. Мы предоставляем первоклассный сервис. «МОРЕМЕДИА» с клиентом от начала и до конца – проверяем транспорт, на котором будет размещена реклама, в каком он состоянии, проверяем маршруты. Для нас главное, чтобы клиент остался доволен. А остальное – уже второстепенно.
Один из минусов транзитки – слабая исследовательская база. Об этом говорилось неоднократно. Но в последнее время в этом вопросе наметились изменения. Как вам удаётся убедить клиентов в том, что транзитная реклама – эффективный канал коммуникации? Знакомы ли вы с программой «ОДА-План Транспорт 8», которую разработал «ЭСПАР-Аналитик?
Мы изучали программу «ОДА-План Транспорт 8», но она, к сожалению, никак не учитывает крымских реалий. Насколько нам известно, на полуострове никаких исследований в этой сфере не проводится. Мы знаем рынок, работая на нём не один год. В эффективности той или иной рекламной кампании убеждаем, опираясь исключительно на свой многолетний опыт. Транзитная реклама занимает по бюджетам почетное второе место после билбордов.
В каком направлении транзитка будет развиваться в ближайшие два-три года? И с каким результатом завершит 2017 г.?
Сейчас мы видим, что рекламодатели выделяют большие бюджеты на транзитную рекламу. Поэтому следующим этапом в этой сфере, скорее всего, станет развитие нестандартных проектов. Это ярко видно на примере билбордов. Потребитель просто перестает замечать стандартные носители. Так появляются экстендеры, использование 3D-элементов на рекламных щитах, световые конструкции и т.д. Они максимально выделяют борды. Я думаю, что это всё ожидает и рекламу на транспорте. Когда ее станет слишком много, клиентам нужно будет как-то выделяться. Поэтому мы ждем нестандартных решений в течение ближайших двух лет.
Как вы оцениваете уровень развития рынка транзитной рекламы в Крыму?
Наш рекламный центр занимается размещением рекламы не только в пределах города, но и по всему региону. Поэтому могу сказать про весь Крым. Российский бизнес только начинает заходить на полуостров и знакомиться с нашим рынком. Для него важна репутация рекламного агентства и опыт. Для нас же важно подготовить интересные рекламные предложения, показать, насколько богат наш регион и какой у него потенциал. Транзитная реклама очень интересная сфера как для рекламодателей, так и для нас. В ней есть куда развиваться и расти. Взять, к примеру, ту же рекламу на троллейбусах. Наша троллейбусная линия Симферополь-Ялта является самой длинной в мире (86 км), кроме того, это единственная в Европе горная троллейбусная система. Так что возможностей много, их нужно только развивать и реализовывать. В целом, транзитная реклама получила сильный рывок за последние два года. В Крым зашло много производителей, которых интересует этот вид рекламы. Особенность развития транзитки в Крыму заключается еще и в том, что республика находится под санкциями, поэтому реклама крупных компаний, корпораций и т.д. здесь невозможна. Зато это направление удачно осваивают производители продуктов питания.
Согласно оценкам экспертов АКАР, по итогам первого полугодия 2017 г. объём транзитки вырос на 30%. Это один из самых высоких показателей на рынке медиакоммуникаци. Насколько, на ваш взгляд, справедлива эта цифра, если сравнивать ее с показателями в вашем регионе?
Крым это тоже ощутил. В этом году кардинально другие показатели по размещению данного формата рекламы. Если судить по запросам, то объем транзитной рекламы вырос даже больше, чем на 30%. Это связано с тем, что ранее эта сфера не была развита в Крыму и сейчас наблюдается ее интенсивный рост. Толчок развитию транзитной рекламы дал и такой фактор, как уменьшение количества билбордов.
Как ведут себя клиенты? Они по-прежнему инвестируют в продвижение в транзитке по остаточному принципу или есть положительные изменения?
По «остаточному принципу» рекламодатели инвестировали раньше. Сегодня в «МОРЕМЕДИА» приходят рекламодатели, которых интересует исключительно транзитная реклама. Так что она становится самостоятельным средством продвижения, а не вспомогательным инструментом, каким была ранее. Бюджеты в этой отрасли выросли, реклама стала более яркой и интересной.
Изменилась ли структура рекламодателей за последний год?
Отвечая на этот вопрос, стоит помнить о том, что у нас в этом плане особый регион. В связи с европейскими санкциями, у нас нет рекламы крупных корпораций. Так что если говорить о федеральных рекламодателях, то большая часть – это производители продуктов питания. Есть и местный бизнес, который использует рекламу на транспорте, но не в таких объемах.
Самое знаковое событие для вашей кампании?
Увеличились бюджеты на транзитную рекламу, и она стала конкурентноспособной. Она заняла почетное второе место среди форматов наружной рекламы. Появилось больше рекламодателей, готовых увеличивать бюджеты, идти на эксперименты и открывать для себя в рекламе новые горизонты.
Справка: Крымский рекламный центр «МОРЕМЕДИА» – агентство полного цикла. Является одним из крупнейших участников ooh-рынка на полуострове. Предоставляет услуги по разработке и проведению комплексных рекламных кампаний, event-, интернет-маркетингу, рекламе в СМИ. Среди клиентов – более 200 региональных и федеральных компаний.
|