Биткоин: как рекламировать то, чего нет?


8 декабря 2017

Биткоин: как рекламировать то, чего нет?

Ребриков исходная.jpgАвтор – Андрей Ребриков,
юрист компании Legalight (Legalight.ru)

В конце лета собственник двухэтажного особняка площадью 930 кв. м в поселке Николино с дизайнерской отделкой и мебелью, джакузи под открытым небом, кинозалом, крио-сауной и снежной комнатой выставил его на продажу за 3 тыс. биткоинов. Покупатель на дом пока не нашёлся, однако условия сделки оказались прекрасным рекламным ходом, вызвав бурные дискуссии относительно их законности – допустим ли легальный оборот биткоинов и возможна ли их реклама?

Что такое биткоин?

Первым препятствием для ответа на этот вопрос является отставание законодательства от жизни – реально существующее и имеющее ценность явление никак в нём не отражено. Вторым – то, что данное понятие скорее относятся к сфере математики и криптографии.

Биткоин не является валютой или финансовым инструментом в обычном понимании. Это выстроенная по определённым правилам цепочка блоков, содержащая информацию об операциях. Информация в каждом блоке может быть проверена, так как каждый блок содержит информацию о предыдущем. Данные одновременно хранятся на множестве компьютеров и синхронизируются между собой.

Сам же биткоин позиционируется как платежная система, которая обеспечивает быстрый, анонимный и исключительно надёжный обмен между сторонами без посредников, вмешательства и регулирования государства. Биткоин не имеет никакого экономического обеспечения. В качестве средства платежа он работает ровно до тех пор, пока есть продавцы, согласные его принимать.

Что не запрещено, то разрешено

Несмотря на использование слов «платежная система» и «валюта» в отношении биткоина, он не является таковым юридически. Для законодателя существуют лишь традиционные валюты.

Операции с биткоинами не могут быть отнесены и к финансовым услугам. Законом о рынке ценных бумаг операции с криптовалютами не поименованы как допустимые для форекс-дилеров или брокеров.

Позиция юристов в подавляющем большинстве сводится к тому, что перечень объектов гражданских прав открыт и биткоины со всеми их особенностями вполне подходят под растяжимое понятие «иного имущества». Сделки с расчётами в биткоинах предлагается рассматривать как обычную мену одного товара на другой.

Позиция официальных органов ограничивается несколькими письмами Центрального банка, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы, в которых они выражают обеспокоенность возможностью использования биткоинов в целях отмывания доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма. Указывают на высокие риски сделок ввиду правовой неопределённости и необеспеченности. В октябре этого года Владимир Путин поручил Правительству и Центральному банку до 1 июля 2018 г. описать в законодательстве статус криптовалют.

Биткоин и закон «О рекламе»

Если биткоины – товар, которому не было аналогов ранее, то как его рекламировать?

Закон о рекламе содержит закрытый перечень товаров, реклама которых не допускается. Это, например, наркотические средства, взрывчатые вещества, органы и ткани человека, табак, табачная продукция, товары и услуги, без необходимой регистрации, лицензирования или сертификации. Биткоины даже с большой натяжкой отнести ни к одной группе запрещенных товаров нельзя. То есть их реклама допустима.

биткоин.jpgЗакон «О рекламе» также содержит большую группу норм, регулирующих особенности рекламы отдельных видов товаров. Наиболее близким видом для биткоина будут финансовые услуги и финансовая деятельность. Закон о рекламе содержит особые требования к такой рекламе, в первую очередь в части раскрытия информации о лицах, оказывающих такие услуги, и условиях их предоставления.

Однако формально биткоин и операции с ним к финансовым услугам не относятся. А значит нет необходимости указания в рекламе каких либо дополнительных сведений.

Одновременно с рекламой самих биткоинов получила распространение и реклама образовательных услуг, связанных с ними. В связи с чем возникает вопрос о необходимости лицензирования такой образовательной деятельности.

Действующее положение о лицензировании предусматривает необходимость получения лицензии лишь на оказание услуг по реализации образовательных программ по утверждённому Правительством перечню. Ни одна такая программа не предусматривает изучение тем, связанных с биткоинами. Иными словами, лицензия на обучение работе с биткоинами не нужна.

Таким образом, биткоины, либо связанные с ним услуги (образовательные, посреднические, консультационные), сейчас могут свободно рекламироваться как и большинство любых других товаров.

При этом необходимо помнить о необходимости соблюдения общих требований закона в части добросовестности и достоверности рекламы. Гарантии надежности и обещания быстрого заработка – это не про биткоин.

Возврат к списку