Скандальные поправки были приняты в ноябре 2008 года, когда правительство возглавлял Ивар Годманис, а министерство сообщения - Айнар Шлесерс. Поправки, для претворения в жизнь которых был назначен трехлетний переходный период, уточняли правила размещения рекламных и информационных объектов вдоль дорог, а также порядок согласования этого размещения, принятые в свою очередь в 2005 году.
Ни с того ни с сего инициаторы поправок (за давностью лет уже трудно понять, кому это было так необходимо) решили, что обилие рекламных и прочих информационных носителей вдоль проезжей части подрывает безопасность дорожного движения. Может, это была так называемая активность Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD) в целях снижения ДТП и улучшения статистики? Кстати, на рекламные объекты CSDD в рамках кампаний за безопасность данные поправки не распространяются (как и на рекламу на зданиях).
Членов ассоциации наружной рекламы больше всего удивило то, что поправки были приняты несмотря на возражения с их стороны и безо всякого обоснования. Никаких исследований о том, как влияет реклама на водителей, проведено не было. Ассоциация инициировала независимый опрос, который провело агентство исследований TNS. Выяснилось, что 91% опрошенных убеждены, что наружная реклама никак не влияет на безопасность на дорогах. За 12 лет рекламные конструкции на городских улицах ни разу не становились причиной ДТП.
Поправки скрупулезно оговаривают расстояние, на котором должны размещаться рекламные и информационные объекты, от кромки дорожного покрытия, от дорожных знаков, от съездов в дорожные карманы, а также расстояние между самими этими объектами. В населенных пунктах одни условия, на трассах - другие.
«Большее беспокойство у нас вызывает пункт, касающийся близости рекламных конструкций от дорожного знака в населенных пунктах, - комментирует глава названной ассоциации Елена Брокане. - Сейчас рекламные колонны и пилоны в городах стоят примерно в 15 метрах от дорожных знаков, а поправки прописывают 25 метров (исключение сделано для павильонов остановок общественного транспорта. - Авт. ). Значит, все, что стоит ближе, придется демонтировать. Будет ли смысл держать оставшееся число таких рекламных носителей - большой вопрос. Эффект от рекламы в меньших количествах пропадет. У нас же все рассчитано».
Ассоциация просмотрела регулы относительно размещения наружной рекламы вдоль дорог в разных европейских странах. И нигде не обнаружила, что в государственных нормативных актах указывается определенное расстояние дорожного знака до рекламной конструкции. У городов разные масштабы - разве можно вот так, под одну гребенку? Почему бы не взять на вооружение европейский опыт оставлять размещение рекламы вдоль дорог на усмотрение самоуправлений? Понятно, что такая реклама не должна загораживать дорожные знаки, мешать водителям и пешеходам. Но эти пункты и так выполняются.
Источник:
Оксана ДОНИЧ,
«Час»