Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о запрете в городе рекламы на перетяжках и фасадах домов. Первые начнут снимать уже летом, остальные конструкции оставят до завершения договоров. Крупнейший оператор перетяжек - «Мосгорреклама» намерена в суде бороться за право работать дольше.
Постановление, вносящее изменения в порядок установки и эксплуатации объектов наружной рекламы в Москве, вчера утром было одобрено на заседании правительства города и в тот же день подписано мэром. В целях безопасности дорожного движения и охраны архитектурного облика города документ запрещает размещать в столице транспаранты-перетяжки, рекламные и информационные стенды на стационарных и временных оградах, строительных сетках и фасадах зданий и сооружений.
По данным руководителя департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова, в Москве 2118 перетяжек. Количество рекламы на фасадах и сетках сейчас подсчитывается. Запрет рекламы на фасадах зданий станет еще более сильным ударом по рекламному рынку, чем отказ от перетяжек: если последние заработали в 2010 г. 1,9-2 млрд руб. (около 13% общего объема рынка наружной рекламы в городе), то конструкции на крышах и стенах зданий обеспечивают более 20% рынка, говорит гендиректор компании «Эспар аналитик» Андрей Березкин. Всего же на подлежащие запрету носители приходится сейчас около 40% московского рынка наружной рекламы.
После вступления документа в силу (через 10 дней после публикации) городские власти отправят операторам перетяжек уведомления об одностороннем расторжении договоров на размещение по так называемому «городскому случаю» (т. е. из-за того, что конструкция не вписывается в планы развития города), объяснил «Ведомостям» представитель департамента рекламы и СМИ. Если после двух уведомлений владелец не уберет перетяжки, департамент демонтирует их своими силами. Демонтаж рекламы со строительных сеток и заборов уже идет, другие конструкции на зданиях будут демонтироваться по мере завершения договоров на их размещение, продолжает представитель департамента.
Досрочное расторжение договоров противоречит Гражданскому кодексу, согласно которому законодательные акты не имеют обратной силы, а также закону о рекламе, по которому расторгать договоры на размещение конструкций можно только по решению суда, отмечает директор департамента маркетинга и развития холдинга «Мосгорреклама» (МГР), крупнейшего в Москве оператора перетяжек, Александр Зарецкий. «Мы будем защищать свои права в суде», — подчеркивает он. У МГР сейчас действуют договоры на размещение 1078 перетяжек, отмечает он. В случае досрочного запрета перетяжек «Мосгоррекламе» придется уволить 1000 сотрудников, а всего, по оценке Зарецкого, в смежных отраслях, обслуживающих перетяжки, занято 10 000 человек.
Гражданский кодекс предусматривает, что законодательный акт, введенный в силу после вступления в действие договора, не влияет на этот договор, если только иное не предусмотрено в законе, соглашается с оператором Илья Болотнов, партнер корпоративной практики «Пепеляев групп». В тексте постановления, имеющемся у «Ведомостей», о сроках и порядке расторжения договоров с операторами не говорится.