Master продавать
26 августа 2011

Master продавать

Коммуникационный холдинг Aegis, приобретая активы в России, демонстрирует необычайную щедрость. За агентство Master Ad, посредника в закупках наружной рекламы, холдинг готов заплатить рекордные для российского рынка ?100 млн. До сих пор в оценке рекламных агентств счет шел максимум на десятки миллионов.

Вчера британский Aegis объявил о покупке российского агентства Master Ad. Первоначальный взнос за 100% ООО «Мастер Эд» составит ?15 млн, указано в сообщении холдинга. При этом перед компанией поставлены определенные задачи на 2011–2014 гг. по прибыли, если они будут выполнены и Master Ad будет развиваться лучше, чем весь рынок в целом, то максимальная выплата может составить ?100 млн. Учредителями ООО «Мастер Эд», по данным ЕГРЮЛ на ноябрь 2009 г., являются его основатель и до прошлого лета гендиректор Анатолий Купреев (5%) и Андрей Зимин (95%). Господин Купреев, ныне возглавляющий агентство «Максима», подтвердил факт сделки.

Master Ad является так называемым медиаброкером, выступая посредником между российскими офисами входящих в Aegis сетевых агентств Vizeum и Carat, с одной стороны, и владельцами рекламных конструкций, с другой. Российский рынок наружной рекламы не консолидирован, что делает услуги медиаброкеров востребованным, объясняет гендиректор оказывающей подобные посреднические услуги компании «Атор» Дмитрий Луговский. Доля News Outdoor, крупнейшего в стране оператора наружной рекламы, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», по итогам 2010 года составляла 21%, второго по величине игрока – группы Gallery – 8,4%. Master Ad считается крупнейшим посредником в закупках наружной рекламы: он работает, в частности, с МТС, вторым по величине рекламодателем в этом медиа (бюджет в 2010 г., по оценке «ЭСПАР-Аналитик», 489 млн руб.) и занимающим шестое место «МегаФоном» (384 млн руб.).

Заявленную стоимость Master Ad Дмитрий Луговский называет фантастической и свидетельствующей прежде всего о незаурядных талантах продавцов. Из финансовых показателей российского агентства Aegis сообщил только прибыль после уплаты налогов – ?4,9 млн (197 млн руб.). При оценке рекламных агентств за основу, как правило, берется прибыль до уплаты налогов, к которой в России применяется мультипликатор от 2 до 8, говорит президент группы Decision Владимир Расс (в 2007 г. продал свой агентский бизнес холдингу WPP). Он сомневается, что Master Ad может стоить ?100 млн.

При покупке российских агентств западными группами суммы сделок объявлялись считанное количество раз. Так, у французского холдинга Havas есть опцион на выкуп у российской группы АДВ 94,1% двух агентств – MPG и Arena-Magic Box. Стоимость опциона на 31 декабря 2010 г. была определена в ?7,4 млн (см. «Ъ» от 6 апреля). При этом товарооборот MPG и Arena-Magic Box в 2010 г. составил, по оценке отраслевого интернет-издания AdIndex, 9,9 млрд руб. (?246 млн). Ни выручка, ни прибыль этих агентств не известна.

Сам Aegis в 2005 г. объявил о покупке 52% агентства HMS Komandarm (после сделки переименовано в Vizeum). Довести свою долю до 100% холдинг был намерен к 2009 г., пообещав заплатить за всю компанию при выполнении всех плановых показателей ?16 млн. До сих пор это была самая высокая из известных сумм. Из отчетности Aegis следует, что пока холдинг владеет только 64% российского офиса Vizeum (товарооборот в 2010 г., по оценке AdIndex, 12,4 млрд руб., или ?309,5 млн). Как поясняют в компании, позже условия сделки были пересмотрены в большую сторону, и срок выкупа оставшейся доли был отодвинут.

Aegis действительно платит за российские активы больше, чем их оценивают участники рынка, свидетельствует предыдущая сделка. В конце 2010 г. входящая в Aegis исследовательская сеть Synovate объявила о покупке 51% российской группы «Комкон» с выручкой в 2009 г. $18,9 млн (595 млн руб.). Опрошенные «Ъ» эксперты оценивали весь «Комкон» максимум в $15 млн. Этим летом Aegis продал всю сеть Synovate французской группе Ipsos и в адресованных акционерам документах на эту тему раскрыл детали сделки с «Комконом». За 47% «Комкона» Synovate заплатила $14,7 млн, еще 4% обошлись ей почти в $999 тыс.

Источник: Сергей Соболев, «Коммерсантъ»

Возврат к списку