Владимир Черников, департамент СМИ и рекламы Москвы: «Перед нами стоит задача навести в городе порядок»
4 апреля 2011

Владимир Черников, департамент СМИ и рекламы Москвы: «Перед нами стоит задача навести в городе порядок»

Владимир Черников, департамент СМИ и рекламы Москвы: «Перед нами стоит задача навести в городе порядок»
Индустрия наружной рекламы в Москве неоднократно был ареной громких скандалов и судебных разбирательств, сейчас около 30% рекламных конструкций в столице размещено незаконно. Новый руководитель департамента средств массовой информации и рекламы города Владимир Черников заверил корреспондента «РБК daily», что ему удастся изменить ситуацию, причем в достаточно короткие сроки.

Какие проблемы в сфере наружной рекламы вы намерены решить в первую очередь?

Перед нами стоит задача навести в городе порядок. Конечно, это вопрос комплексный и включает в себя многие аспекты регулирования рекламной деятельности. В первую очередь речь идет об оптимизации рекламного пространства, сокращении количества рекламных конструкций на улицах города. И особо остро в этой связи стоит вопрос о демонтаже незаконной рекламы. Конечно, ведется оперативная работа по демонтажу «незаконки», но особое значение имеет системный подход на ближайшую перспективу. Уже разработан проект постановления правительства Москвы о ликвидации незаконных рекламных объектов, который позволит обеспечить именно такой системный подход и координацию действий всех городских организаций для решения этой задачи.

Основной проблемой остается недостаточно оперативное реагирование на выявленный факт незаконного размещения. Раньше выдачей предписаний на демонтаж незаконной наружной рекламы и наложением штрафных санкций занималось Объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ). Сам демонтаж проводился силами ГУП «Горинфор», который входил в структуру комитета рекламы. После того как в КоАП были внесены изменения, эти функции были переданы органам правопорядка. Мы отдаем себе отчет в том, что на фоне решения основных задач, возложенных на силовые структуры, а это борьба с терроризмом, охрана правопорядка, жизни и здоровья граждан, вопросы незаконной рекламы являются не первоочередными. В соответствии с КоАП милиция, а теперь полиция должна сама обращаться в суд, а комитет рекламы – по решению суда демонтировать ее.

Хоть один суд за последнее время состоялся?

За последний год ни одного решения суда по демонтажу незаконной рекламы не было. Поэтому правительство Москвы обратилось в Московскую городскую думу с предложением о внесении изменений в действующий КоАП, чтобы вернуть полномочия ОАТИ на выдачу предписаний и наложение штрафа за размещение незаконной рекламы. Но внесение изменений в законодательство – это долгий процесс. А чтобы уже сейчас эффективно бороться с незаконной рекламой, мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о создании специальной межведомственной комиссии, куда войдут представители всех заинтересованных ведомств, в частности департамента СМИ и рекламы, ГУВД по городу Москве, ОАТИ, департамента торговли и услуг, Москомнаследия и других. Возглавит работу комиссии заместитель мэра Александр Горбенко. Сейчас документ проходит согласование в профильных ведомствах. Наша задача на ближайшие полгода – чтобы в каждом округе Москвы не осталось нелегальных конструкций.

Представители бизнеса будут участвовать в работе комиссии?

Нет, это функция органа государственной власти. У нас с представителями бизнес-сообщества должно быть понимание, что это нужно всем. Они должны быть заинтересованы в этом не меньше, чем город, так как все понимают, что в Москве сейчас сложился «визуальный хаос», в том числе и из-за незаконной рекламы, которая, по разным подсчетам, достигает 30% от всей имеющейся. Это серьезный правовой процесс, в том числе с судебной перспективой, именно поэтому в нашем департаменте создано отдельное правовое управление. Вопросами юридического сопровождения в интересах города будет заниматься не находящаяся на аутсорсинге компания, как это было раньше в комитете рекламы, а именно специально созданная структура в департаменте.

Вы упомянули, что в городе до 30% рекламы размещено незаконно. При этом мэр Сергей Собянин заявлял, что количество рекламных мест должно быть сокращено минимум на 20%. Это помимо ликвидации незаконной рекламы?

Давайте сначала все-таки поймем, где именно и какая реклама установлена законно, а какая незаконно. Инвентаризация покажет, что именно и на сколько нужно сокращать. К примеру, если это крупноформатные конструкции в центре города, то, наверное, будет сокращено 40%. Если же, к примеру, уличная мебель (остановочные павильоны, таксофонные кабины, киоски и т.д.), то, возможно, ее вообще не надо будет сокращать – нужно, чтобы она эффективнее использовалась.

Сейчас мы разрабатываем проект постановления, в котором будет прописана концепция размещения объектов наружной рекламы и информации в городе. Основные аспекты в ней – это сокращение не менее 40% объема рекламных площадей в пределах Садового кольца и не менее 20% на остальной территории города, а также наличие территорий и городских зон, полностью свободных от рекламных конструкций, исключая информационные конструкции предприятий торговли и услуг.

Разработка концепции будет осуществляться поэтапно, начиная с центра города в пределах Садового кольца на первом этапе и до административных границ Москвы на втором. Сроки ее реализации будут определены дополнительно, но обязательно с учетом сроков окончания действующих договоров с операторами.

Если все понимают, какое количество незаконной рекламы существует в Москве, как такое могло получиться? Деятельность вашего предшественника Владимира Макарова связана с рядом скандалов и судебными разбирательствами. Как вы оцениваете работу его ведомства?

Мне кажется, что любые оценки сейчас давать преждевременно. Время все расставит на свои места.

Участники отрасли давно говорят, что решением многих проблем мог бы стать реестр рекламных мест. Несмотря на то что предыдущий руководитель комитета рекламы все-таки сделал такую попытку, операторы считают, что этот реестр, мягко говоря, несовершенен...

Действительно, пока реестр вызывает больше вопросов, чем ответов. В соответствии с проектом постановления мы будем проводить инвентаризацию объектов, расположенных в пределах Садового кольца, Третьего транспортного кольца, МКАД и за ним последовательно. По итогам инвентаризации в реестре рекламных мест будет содержаться выверенная актуальная информация. В нем обязательно должны быть указаны название компании, место, номер разрешения и срок его действия. В прошлый вторник был объявлен открытый аукцион на размещение рекламы на всем общественном наземном транспорте столицы в течение пяти лет.

У операторов возник вопрос: почему для участия в конкурсе залоговая сумма, которую должны внести на депозит участники рынка, довольно небольшая – 4,3 млн руб.? Они считают, что в результате победителями могут стать компании, не способные выполнить принятые на себя обязательства.

Залоговой суммой мы расширяем рынок – хотим, чтобы как можно больше компаний приняли участие в аукционе. Однако в конкурсной документации предусматриваются достаточно серьезные условия платежей для победителя. Он должен будет выплачивать деньги за размещение рекламы фактически авансовым платежом, и достаточно серьезные суммы. К примеру, в первом квартале первого года работы компания должна будет заплатить городу 32,5 млн руб. авансового платежа при предполагаемой сумме контракта в 500 млн руб. за пятилетний срок по итогам аукциона, а по итогам первого полугодия – уже всю годовую сумму, подчеркиваю, авансом. (Поступления в бюджет в первый год составят 13% цены договора, во второй – 16%, в третий – 20%, в четвертый – 24% и в пятый – 27%. – «РБК daily»).

Почему при формировании конкурсной документации на размещение рекламы на транспорте есть четкий запрет на размещение рекламы на новом транспорте, а также ограничения по размещению рекламы на стеклах транспортных средств – до 30%?

Я понимаю, почему этот вопрос так интересует операторов: город закупает новые автобусы, в которых объем стекла становится больше, соответственно, возможность размещения рекламы на бортах уменьшается. Ограничения по размещению рекламы на стеклах существуют в соответствии с ГОСТом. Что касается нового транспорта, то завод-изготовитель исполняет гарантийные обязательства только при чистых бортах.

1 июля заканчивается контракт компании «Олимп» с московским метрополитеном. Как будет проходить новый конкурс и успеете ли вы его провести?

Уверен, что успеем. Это также будет аукцион, который будет проведен по аналогичному принципу – прозрачно и максимально эффективно для городского бюджета. В документацию на правах собственника город включит запрет на размещение рекламы табака и алкоголя. Возможно, будет не один лот, а несколько, но пока мы рассматриваем подходы.

На днях глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что большое количество рекламы в метрополитенах российских городов мешает размещению терминалов системы комплексной безопасности, и потребовал избавить метрополитен от рекламы...

Выделять места под терминалы, конечно, метрополитен будет. Но сколько этих мест и какие они – это предмет обсуждения. Будем смотреть. Вряд ли разумно совсем отказываться от рекламы в метро. Эта работа будет вестись метрополитеном с обязательным участием нашего департамента.

Есть ли в городе еще объекты, которые требуют внимания со стороны вашего департамента?

Да, один из последних примеров – это наша работа по наведению порядка с размещением рекламных конструкций на городских территориях, переданных в оперативное управление государственным учреждениям культуры, к примеру ЦПКиО им. Горького. По действующим документам на территории парков вообще не должно быть рекламы, а она там есть. Поэтому наша задача гораздо шире, чем просто убрать незаконную рекламу в парках, а именно подготовить предложения о ее правильном размещении там, если это возможно, и самое главное, чтобы бюджет от этого получал доход.

Операторы наружной рекламы считают, что торги за рекламные площади нужно отменить, так как это мешает развитию отрасли. По их мнению, за пять лет очень сложно окупить современные высокотехничные конструкции, поэтому никто не будет заинтересован в развитии этой отрасли. В Госдуму поступил уже пятый вариант поправок к ФЗ «О рекламе». Вы тоже считаете, что торги нужно отменить?

Я согласен с тем, что действующий закон «О рекламе» нуждается в изменениях. Возможно, пять лет – это действительно недостаточный срок для окупаемости инновационных современных конструкций. Вместе с тем проведение торгов на заключение договоров позволяет поддерживать конкуренцию на рынке. Кроме того, по результатам проведенной инвентаризации и новой концепции, которую разрабатывает город, схема расположения рекламных мест значительно изменится. И что в такой ситуации пролонгировать?

Многие участники рынка говорили, что с приходом нового мэра Сергея Собянина бюджетные средства на московские СМИ будут сокращены. Есть ли у вас какие-то планы на этот счет?

Я бы в большей степени говорил не об уменьшении бюджетного финансирования, а об оптимизации и структурировании затрат бюджета на поддержку СМИ. Именно для этого, к примеру, при департаменте создана экспертная группа, которая будет заниматься анализом ценовой политики по закупке контента для федерального телеканала «ТВ Центр»: телеканал получает значительные субсидии от города, хотя, конечно, и сам зарабатывает. Что касается окружной и районной прессы, то здесь действительно важно понять, в каком качестве нужна она москвичам. При этом никаким образом не ставится задача влиять на информационную политику, необходимо добиться баланса между экономическими затратами и степенью информированности горожан.

Источник: Екатерина Севрюкова, «РБКdaily»

Возврат к списку