ФАС заглушит громкую телерекламу по-английски
18 апреля 2011

ФАС заглушит громкую телерекламу по-английски

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России придумала, как заставить телеканалы соблюдать требование закона о том, чтобы громкость рекламы не превышала громкость телепрограмм. Поскольку необходимого для этого техрегламента в России не могут принять уже более пяти лет, ФАС хочет взять на вооружение британский опыт и заставить телеканалы делать рекламу тише на 6 децибел – это сведет на нет технологические уловки, которыми пользуются телеканалы.

«При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи», – гласит российский закон «О рекламе) (статья 14, п. 12).

Несмотря на то что закон заработал более пяти лет назад, еще в 2006 году, телезрители продолжают жаловаться на громкую рекламу.

За выполнением требований законодательства о рекламе следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она регулярно высылает телеканалам письма о недопустимости подобных действий, но угрозы никто не боится: за это нарушение пока нельзя привлечь к реальной ответственности.

Мечта о регламенте

«В законе прописана норма о том, что мы должны действовать со ссылкой на технический регламент, поскольку уровень громкости – это техническая величина, – поясняет начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Николай Карташов. – Его нельзя субъективно замерить: для кого-то звук громче, для кого-то тише, кого-то устраивает переход, кого-то нет, у всех слух разный. Мы не можем мерить субъективно». Однако техрегламента до сих пор нет, сетует он.

Действительно, в законе о рекламе прописано, что «параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента».

«Такого регламента за пять лет, прошедших с момента принятия закона «О рекламе», так и не было ни разработано, ни принято, – говорит юрист компании «Налоговик» Алексей Львов. – В судебном разбирательстве отсутствие технического регламента сводит на нет возможность наказать нарушителя, но и разбирательств таких тоже нет».

Если бы ведомство хотело, оно бы давно все замеряло и регулировало и без техрегламента, пользуясь подзаконным актом – СанПиНом Роспотребнадзора по определению уровня шума, считает председатель Комитета по вопросам регулирования предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ Наталия Фонарева. «На телеканалах так сильно варьируется уровень звука, что никакого шумомера не надо – он просто бьет по ушам, – отмечает она. – Достаточно записать видеоряд и определить все это органолептическим методом».

Хитрая компрессия

Проблема в том, что звук рекламы не может считаться шумом, возражают Фонаревой в ФАС. Кроме того, многие телеканалы пользуются технической уловкой, говорит Николай Карташов: «Они используют компрессию – сжатие звука, в результате чего уровень децибел остается в пределах нормы, но реальный звук все же громче и насыщеннее».

Ответы представителей телеканалов на вопросы GZT.RU не прояснили, действительно ли в их практике используется такая уловка. «Сложность состоит в том, что звук характеризуется большим количеством составляющих компонентов и очень сложно однозначно определить критерии его регулирования и измерения», – рассказал заместитель генерального директора «СТС Медиа» по управлению вещанием в РФ Сергей Петров.

По его словам, в прошлом году телекомпания отправляла в ФАС письмо со своим видением ситуации по поводу проблемы соотношения уровня звука рекламы с уровнем звука прерываемой программы. «Мы готовы и впредь принимать участие в обсуждении данной проблематики, – заверил Петров. – Хотелось бы, чтобы результатом дискуссий стал конкретный регламент регулирования, который бы устроил и регулирующие органы, и вещателей, и зрителей».

Тем не менее регламента, судя по всему, не будет еще долго, поэтому ФАС ищет способы решить проблему без него. Недавно ведомство нашло вариант ее решения на Западе, в Великобритании.

Простое решение

«Сейчас мы думаем над тем, как изменить норму, чтобы она работала без техрегламента, – рассказал Николай Карташов. – В частности, мы нашли подобный прецедент в Великобритании, где эта норма не так давно была прописана без техрегламента».

По словам Карташова, англичане решили проблему просто и изящно: обязали телеканалы уменьшать звук рекламы на определенное количество децибел по сравнению с программой. «Они прописали в правилах, что средний уровень громкости рекламы должен быть на 6 децибел тише, чем средний уровень выпуска программы, которую реклама прерывает, – рассказал глава управления ФАС. – Это сведет на нет технологические уловки, которыми пользуются телеканалы». По словам Карташова, сейчас идет обсуждение такого варианта с участием телеканалов, но они выступают против этого варианта. «Мы анализируем, смотрим, как норма «пойдет» у нас, собираем мнения субъектов рынка: смогут ли они ее реализовать и сможем ли мы ее администрировать», – рассказал Карташов.

Опрошенные GZT.RU телекомпании отказались обсуждать новую инициативу ФАС. «Мы будем выполнять все предписания ФАС, когда они появятся», – заявили в пресс-службе телеканала «Россия». Представители Первого канала и НТВ отказались от комментариев, сославшись на то, что «инициатив много, а законами становятся немногие из них».

Кто заказывает, того и громкая музыка

Компрессией действительно пользуются для повышения уровня звука, подтверждают собеседники GZT.RU, близкие к телевещанию. Правда, свою вину они отрицают. «Это уловка не телевизионщиков, а людей, которые снимают рекламу, – сказал в беседе с GZT.RU звукорежиссер одного из телеканалов по имени Андрей. – Рекламодатели им заказывают, чтобы такой параметр, как уровень средней квадратичной громкости (RMS, от англ. root mean square. – GZT.RU), был максимально приближен к пиковой громкости. Для этого звук в ролике очень сильно компрессируют».

«Если сделать общую громкость рекламного ролика, который приносят на телеканал, минус 6 децибел, то громкость сравняется и будет по уровню примерно одинаковой с громкостью остальных телепрограмм», – подтверждает звукорежиссер. Правда, «мошенничать все равно будут», уверен он. По его мнению, нужно или «чтобы люди поступали добросовестно», или переложить ответственность на рекламодателя: «Он должен приносить на телевидение ролики с определенным уровнем RMS, не больше, иначе – штраф. Тогда это будет работать».

«Если заказчик ставит такого рода задачу (сделать уровень звука выше), она должна быть выполнена», – сказали GZT.RU в одной из компаний, производящих рекламные ролики для трансляции по ТВ. В то же время главной заинтересованной стороной в громкости рекламы ее производители считают все же телеканалы. «Каналы получают огромное количество денег от рекламы, они заинтересованы в том, чтобы рекламы у них было больше, а больше ее будет только в том случае, если прошедшая на канале реклама была действенной», – говорит собеседник GZT.RU. Правда, он отказался обсуждать вопрос, повышает ли высокий уровень громкости рекламы ее эффективность. «Производителю по большому счету все равно, какой звук он делает: его задача – сделать качественную рекламу», – утверждают в продакшн-компании.

Источник: Илья Зиненко, GZT.ru

Возврат к списку