Объем наружной рекламы в Москве сократится на 20%, а перетяжки, щиты и видеоэкраны исчезнут из центра – такие меры одобрило вчера правительство столицы. Участники отрасли предлагают сначала разобраться с незаконно установленной рекламой – тогда, может быть, легальные конструкции убирать и не придется.
Город перегружен рекламой, она наносит ущерб архитектурно-художественному облику столицы, заявил вчера на заседании правительства Москвы мэр города Сергей Собянин. В центре столицы на каждые 10 погонных метров приходится реклама того или иного вида, уточнил председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин. Мэр отметил, что за последние годы количество рекламы в городе выросло в полтора раза. При этом для операторов рекламы «нет четких правил игры», к примеру, в городе существует 76 различных концепций размещения рекламы. Никому не известные компании выигрывают конкурсы на тысячи рекламоносителей, а под видом социальной рекламы бесплатно размещается коммерческая реклама, возмущался мэр. На все эти факты внимание Собянина обратили представители организаций, объединяющих операторов наружной рекламы и консультантов, в письме, отправленном мэру 18 ноября. В обращении, копия которого есть у «Ведомостей», указано, что с 2004 г. по 2010 г. площадь наружной рекламы в Москве увеличилась с 83 тыс. до 123 тыс. кв. м в, так как место демонтированных конструкций на непонятных основаниях занимают новые и при отсутствии единого реестра рекламных мест на улицах находятся тысячи незаконных рекламных конструкций, что порождает массу злоупотреблений, – и все это из-за «сомнительной» политики комитета рекламы Москвы.
И. о. председателя комитета Владимир Макаров называет эти претензии необоснованными. По его словам, все процессы в области размещения рекламы прозрачны, но из-за стремления некоторых операторов рекламы любой ценой сохранить свои рекламные конструкции страдает внешний вид города, а комитет вынужден тратить время на судебные разбирательства. По словам Макарова, к 2012 г. город должен утвердить концепцию размещения наружной рекламы в Москве, предусматривающую сокращение числа рекламных конструкций не менее чем на 20% (сейчас в городе, по данным комитета, 19 655 конструкций площадью около 750 тыс. кв. м). Примерно 65% договоров на размещение рекламных конструкций завершатся в 2012 г., а около 35% – в 2013 г., говорит Макаров, а новые договоры будут заключаться только по итогам конкурсов, победят в которых компании, предложившие лучшее комплексное оформление территорий. При этом комитет предлагает не менее 20% из имеющихся рекламных мест выделять на приоритетных началах предприятиям малого бизнеса. Первый конкурс должен быть проведен в начале 2012 г., сказал Макаров.
Кузьмин на заседании предложил полностью вывести за пределы Садового кольца перетяжки, щиты размером 6х3 м, убрать рекламу со строительных лесов, а также большие видеоэкраны. «Реклама здесь должна переехать на тумбы, на загородки от грязи, на уличную мебель», – считает он. Собянин дал указание оформить эти предложения постановлением правительства.
«Сначала мы предлагаем разобраться с незаконно установленными рекламными носителями и добиться 100%-ного выполнения введенных ранее ограничений на размещение наружной рекламы», – говорит президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК) и управляющий директор крупнейшего российского оператора рекламы News Outdoor Максим Ткачев. Еще 10 лет назад утвержденные городскими властями правила запретили устанавливать в пределах Третьего кольца рекламные носители площадью более 18 кв. м, а в пределах Садового – более 10 кв. м, но они там так и стоят, и даже в большем количестве, так как оказалось, что ограничения не распространяются на видеоэкраны, потому что те считаются не наружной рекламой, а высокотехнологическими конструкциями, приводит пример Ткачев. А сколько в городе незаконно установленной рекламы, не знает никто, добавляет он. В 2008–2009 гг. при выводе рекламных носителей из зоны вокруг Кремля выяснилось, что 325 из 626 установленных там конструкций были пиратскими, и это дает основание предположить, что если убрать из города всю незаконную рекламу, то, может быть, столица и перестанет быть перегруженной рекламой, продолжает Ткачев.
Из установленных в Москве 2 тыс. перетяжек примерно 30% – незаконные, причем расположены они в самом центре – например, на Тверской и Петровке, откуда по решению властей были убраны легальные перетяжки, говорит гендиректор крупнейшего оператора перетяжек «Мосгорреклама», Данил Першин. «Незаконные конструкции действительно перегружают город, бросают тень на всех добросовестных игроков, ведь все претензии предъявляют нам», – жалуется он. Прежде чем создавать сложности для легально работающих компаний, имеет смысл разобраться с незаконными перетяжками, согласен гендиректор компании «Сититекст» Александр Берлин. Першин надеется, что мэр примет взвешенное решение и даст предпринимателям работать до истечения сроков договоров на размещение перетяжек в конце 2012 г.
Операторы полностью согласны с тем, что наружная реклама в столице должна гармонировать с архитектурным обликом города и не перегружать его, говорит Максим Ткачев. «Меры по созданию единой концепции размещения рекламы в городе мы поддерживаем, но, конечно же, при условии, что эта концепция будет исполняться», – резюмирует он.