В России может быть введена уголовная ответственность за рассылку спама. Нарушителям грозят крупные денежные штрафы либо санкции, аналогичные наказанию за нарушение закона «О персональных данных» (до пяти лет лишения свободы). Доходы спамеров в России оцениваются почти в $200–220 млн в год, но привлекать их к ответственности, даже административной, сейчас практически невозможно.
В распоряжении «Ъ» оказался проект концепции изменений законодательства в целях борьбы со спамом, подготовленный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и депутатом Госдумы Ильей Пономаревым. Планируется, что поправки будут внесены в Госдуму весной 2011 г. Председатель правления РАЭК Марк Твердынин уточняет, что концепция будет дорабатываться, в том числе для того чтобы избежать возможности злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.
Но, подчеркивают авторы поправок, в любом случае предлагается ввести уголовную ответственность за рассылку спама. В частности, Уголовный кодекс (УК РФ) предлагается дополнить статьей, вводящей уголовную ответственность для «лиц, виновных в производстве и распространении спама». Статья должна содержать развернутое определение состава преступлений. По словам Ильи Пономарева, пока еще нет единой позиции по вопросу ответственности за спам, но нести ее будут как исполнители, так и заказчики.
«На мой взгляд, ответственность нужна аналогичная наказанию за нарушение закона «О персональных данных». Не исключено, что будет введена санкция в виде лишения свободы, но лично я больше склоняюсь к большим штрафам, которые сделают этот бизнес нерентабельным», – говорит господин Пономарев. Непосредственной статьей в УК РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение закона «О персональных данных», является ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» (до пяти лет лишения свободы).
Другими поправками предлагается ввести законодательное определение спама (закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»): спам – это электронное сообщение, массово рассылаемое отправителем и доставляемое получателю без его предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения.
В законе «О рекламе» предлагается уточнить права, обязанности и ответственность участников рекламного рынка за рассылку спама. При этом в их число будут включены рекламодатели, которые заведомо знали о способе распространения рекламы, юридические и физические лица, занимающиеся спам-рассылками с целью извлечения дохода. Поправки коснутся также и закона «О связи»: операторов связи, в частности, обяжут отслеживать подозрительные действия клиентов в части распространения спама. Также будут зафиксированы особенности доказывания фактов заказа и рассылки спама – в Уголовно-процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Гражданском процессуальном кодексе.
Сейчас, по российскому законодательству, привлечь спамеров к уголовной ответственности непосредственно за спам невозможно. В частности, в конце октября этого года против одного из крупнейших спамеров мира Игоря Гусева следственное управление при УВД по ЦАО Москвы возбудило уголовное дело (см. «Ъ» от 27 октября). Но не за спам, а за незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (ч. 2 ст. 171 УК РФ).
По данным РАЭК, потери российской экономики от спама в 2009 г. составили 14,1 млрд руб., а российские спамеры заработали в 2009 году 3,744 млрд руб. Руководитель лаборатории облачных и контентных технологий «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин доходы российских спамеров оценивает в $200–220 млн в год.
Партнер юридической компании Salans Виктор Наумов напоминает, что сейчас спамеров в России можно привлечь разве что к административной ответственности. «Это можно сделать либо за рассылку ненадлежащей рекламы, либо за неправомерное использование персональных данных. Но по факту этого не происходит», – отмечает господин Наумов. Даже если ввести уголовную ответственность, придется серьезно проработать вопрос о том, как доказывать рассылку спама. Для этого придется как минимум обязать операторов связи и интернет-ресурсов хранить историю о рассылках в течение определенного времени, поясняет Виктор Наумов из Salans.