Дорогая «Стерва»
12 ноября 2010

Дорогая «Стерва»

100 тыс. руб. штрафа за ненадлежащую рекламу нового бренда водки «Стерва» заплатил по требованию УФАС по Татарстану крупнейший производитель алкогольной продукции в регионе «Татспиртпром». Несмотря на то что производитель считает себя невиновным, доказать это ему не удалось. Эксперты говорят, что «Татспиртпром» еще «легко отделался».

О том, что штраф в размере 100 тыс. руб. уплачен, ОАО «Татспиртпром» уведомило управление Федеральной антимонопольной службы по Татарстану (УФАС) в среду. Этому предшествовало полуторамесячное разбирательство, проведенное в антимонопольном ведомстве. Специалисты УФАС сообщили «Ъ», что основанием для проведения проверки, а затем и возбуждения административного производства стало заявление некоего гражданина (имя которого не раскрывается) о том, что по всей Казани появилась наружная реклама новой водки «Татспиртпрома» «Стерва», не соответствующая требованиям законодательства. «Мы выявили ее размещение на улицах Салимжанова, Чистопольской, на мосту «Миллениум», – рассказала пресс-секретарь татарстанского УФАС Резеда Мазитова.

Специальная комиссия антимонопольного управления признала рекламу водки ненадлежащей, а ОАО «Татспиртпром» – нарушившим федеральный закон «О рекламе». В соответствии с законодательством «реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламной площади, – поясняют специалисты ведомства. – Это требование не было соблюдено рекламодателем». Материалы дела были переданы для возбуждения административного производства. По его итогам было вынесено постановление о привлечении «Татспиртпрома» к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.

Первая реклама «Стервы» появилась на улицах Казани в начале мая этого года. Поначалу в слове STERVA, размещенном в центре рекламного изображения, буквы E и R перекрывали женское лицо. Никакой другой информации на щитах не было. Через полмесяца изображение дополнилось новыми деталями. Слева от центрального слова появился официант с подносом, на подносе – водка в подарочной упаковке в виде губной помады, справа – изображение женского лица. Далее располагался электронный адрес с одноименным с брендом водки названием.

Штраф в 100 тыс. руб., наложенный УФАС на «Татспиртпром», акционерное общество имело право оспорить в суде, но делать этого не стало. Причину отказа от обращения в суд в «Татспиртпроме» «Ъ» не сообщили. «На самом деле то, за что нас оштрафовали, – это была реклама нашего сайта, но мы этого не смогли доказать», – пояснил «Ъ» главный специалист отдела развития «Татспиртпрома» Айдар Гиззатуллин.

Эксперты отмечают, что «Татспиртпром» еще легко отделался. «Все это довольно странно, – говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. – Стоит напомнить, что с июля 2006 г., согласно нормам ФЗ «О рекламе», наружная реклама водки, в том числе зонтичных брендов, запрещена. Поэтому речь, видимо, все-таки идет о каком-либо варианте рекламы такой продукции в местах продаж, так как представители УФАС отмечают, что была нарушена часть 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» («Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления») и не упоминают нарушение пункта 5 ч. 2 («Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на стационарных рекламных конструкциях»). Кроме того, согласно нормам действующего КоАП, «Татспиртпрому» как юрлицу грозил штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб. Поэтому можно говорить, что производитель алкоголя со своей провокационной рекламой отделался легким испугом».

Источник: Василий Беспалов, «Коммерсантъ»

Возврат к списку