«Это просто передел рынка. Придут москвичи, выиграют, и будет, как в Казани»
14 октября 2015

«Это просто передел рынка. Придут москвичи, выиграют, и будет, как в Казани»

На рынке наружной рекламы Набережных Челнов вновь разгорается скандал. В конце прошлой недели антимонопольная служба повторно постановила исполкому демонтировать 639 рекламных конструкций. Но администрация возложила обязательства и все финансовые вопросы на арендаторов объектов. Последние готовятся к последствиям и подсчитывают возможные многомиллионные убытки. Демонтаж одной конструкции в среднем оценивают в 30-35 тыс. руб. К этой сумме могут добавиться расходы на хранение, а также штрафные санкции, которые несомненно будут предъявлены рекламодателями за нарушение условий контракта. Рекламные агентства называют ситуацию переделом рынка в пользу федералов и полагают, что только они останутся «в живых», пишет «Портал предпринимателей».

8 октября УФАС по РТ повторно рассмотрело дело о наружной рекламе Набережных Челнов. Ведомство Александра Груничева вновь выдало предписание демонтировать 639 конструкций. В последний раз аналогичное решение антимонопольная служба приняла год назад, но исполком так и не принял меры. Возможно, в администрации планировали оперативно провести аукцион, не демонтируя конструкции, но что-то пошло не так. В итоге на днях здесь собрали игроков рынка и объявили о том, что все-таки придется демонтировать конструкции. Но самое главное, чего никто не ожидал, расходы должны взять на себя предприниматели. Последние уже считают убытки.

«Антимонопольная служба предписала демонтировать все существующие в Челнах 639 рекламных конструкций. Есть еще один щит, который в свое время разыграли, возможно, он один останется, хотя вряд ли, – прокомментировал Chelny-biz.ru Ильдар Юнусов, гендиректор рекламного агентства «Золотой город». – Я считаю, что это уничтожение рекламной отрасли в городе, ничего хорошо в этом нет. Потому что рекламные конструкции являются одним из важных каналов коммуникаций города и бизнеса с населением.... Да, конечно, мы потеряем по контрактам, которые у нас есть: мы будем нести штрафные санкции, потому что в контрактах прописано, что мы предоставляем рекламную площадь на определенное время. У нас есть договоры с городом, который каждый месяц выставляет счета на эти конструкции, и мы их оплачиваем. Это решение по большому счету - как рейдерский передел со стороны государства. Да, я понимаю, что существуют законы, на основании которых выдаются такие постановления, но данное решение не очень ответственное, потому что уничтожению подлежит целая рекламная отрасль».

По подсчетам Юнусова, в среднем демонтаж одного щита обойдется в 30-35 тыс. рублей. К этому могут добавиться расходы на вывоз и хранение объектов. Понятно, что пострадают от этого не только мелкие компании, у которых в наличие с десяток щитов, но и предприятия, обслуживающие сотни объектов. К примеру, у рекламного агентства «Золотой город» насчитывается порядка 200 щитов.

«У исполкома нет денег, необходимых на демонтаж, поэтому он просто перекладывает этот вопрос на бизнес. Это ведь порядка 19-20 млн рублей уйдет только на демонтаж конструкций, – продолжает Юнусов. – А еще нужно их где-то хранить. У рекламщиков нет ни таких баз. Возникает целый ряд вопросов, которые никто не продумал за нас. Никто нам не поможет, никто технику не даст».

Стоит напомнить, что рынок наружки на протяжении последних лет был под пристальным вниманием депутатов Городского совета прошлого созыва. Именно они настояли на том, чтобы все конструкции проходили через аукцион, за счет чего мог бы пополниться бюджет. Народные избранники настояли на том, чтобы на торги выставлялись лоты, включающие в себя по одной рекламной конструкции. По их словам, город от этого выиграет намного больше, чем прежде. Новые правила утвердили в 2014 году. Тогда весьма болезненно отреагировал на это рекламный бизнес. Операторы наружной рекламы автограда даже выходили с письмом на имя экс-мэра Василя Шайхразиева.

Предприниматели просили выставлять рекламные щиты на аукцион по 50-100 штук в лоте. Тогда с обращением к мэру Челнов вышли четыре ведущих компании этой отрасли - «Реклама-центр», «Грэм», «Арс Нова» и «Лариса-сити». Однако с аукциона ушла лишь одна конструкция, расположенная на проспекте Мусы Джалиля, перед автосалоном Honda. Ее обладателем стала компания «Дали-С», предложившая 382,5 тыс. рублей. Впрочем, позже в дело вмешалась антимонопольная служба, процесс на этом приостановился. Ведомство Груничева предписало исполкому Челнов аннулировать договоры аренды на 639 рекламных щитов, расположенных на территории города. Таков был результат проверки, которая была инициирована по обращению неким ООО «Гефест»: заявитель указал ФАС, что почти вся «наружка» в автограде реализована незаконно, то есть без проведения торгов. При этом стоит отметить, что ООО «Гефест» и ранее обращалось в ФАС РТ с просьбой проверить законность действий исполкома на рынке рекламы. Так, к примеру, в марте 2014 года, при «помощи» данного юрлица в Челнах сорвались первые запланированные торги, которые намеревались провести по новым правилам: один лот – один щит. Интересно, что при этом «Гефест» не является участником челнинского рекламного рынка, а какого именно – тоже не известно.

«Все это началось с заявления компании «Гефест», которая является аффилированной. Она подает заявления о нарушении закона по всем городам России, – продолжает в свою очередь Юнусов. – По итогам проверок местных операторов заставляют убирать конструкции, затем приходят федеральные игроки и выигрывают. Вот и все! Это просто передел рынка. Может, и у нас все этим и закончится: придут москвичи или крупные федеральные компании, выиграют и будет, как в Казани. Там цены высокие, и местный бизнес не может позволить по таким ценам размещаться, а федеральные компании не могут продавать дешевле, потому что у них затраты были более выше. Как итог – в Казани белые щиты».

Каким образом будут сформированы лоты на этот раз, пока неизвестно. В Дирекции инжиниринга и аудита строительства Chelny-biz.ru сообщили, что сейчас утверждается новая схема, согласно новым ГОСТам. Здесь обещают, что аукцион проведут до конца 2015 г.

«Если перед ДИАСом поставлена задача провести аукцион в ближайшее время, ДИАС не может сделать ничего другого, как согласиться. Это, может, будут один или два, а может пять или десять щитов, но это ни о чем, – отметил Ильдар Юнусов. – Мне, например, как одному из крупных игроков не интересно, когда речь идет о 10, 20 или 30 щитах. Смысл какой? Вы поймите, что есть определенные издержки в этом бизнесе, которые могут покрываться только при наличии объема. Компании, которая платит все налоги, содерит штат сотрудников, материально-технические средства, офис, необходимо как минимум иметь от 50 до 70 щитов… Получится так, что приняли решение, но не подумали, к чему это приведет. Это понимаем только мы, профессиональные участники. Да, нас можно обвинить в «шкурном» интересе. Но это так: у нас есть коллективы, у них семьи, которые надо кормить. Сами собственники бизнеса как-нибудь переживут, я в принципе давно смирился с этим. Но мне обидно за свой коллектив. А в такой кризис рушить своими руками бизнес в городе и целое направление, которое может помочь другому бизнесу выйти из кризиса – это верх непрофессионализма».

Решение о том, что предприятиям придется провести демонтаж щитов за свои средства, весьма спокойно воспринял один из крупнейших игроков рекламного рынка – «Реклама-Центр». В беседе с Chelny-biz.ru руководитель компании Фанис Харисов отметил, что компания уже в ближайшее время приступит к сносу.

«Надо быстрее аукционы проводить, тут другого варианта нет, – заявил Фанис Харисов. – Нужно сделать все, чтобы было по закону. Видимо, кто-то лоббирует свои интересы, оттягивает аукционы. С какой целью, я не пойму, чего ждут? Перед смертью ведь не надышишься».

«Я не хочу обвинять в этом городские власти, просто мне кажется, что они оценивают ситуацию без понимая, - в свою очередь объясняет Юнусов. - Да, наверное, городские улицы без щитов – это хорошо, но ведь есть бизнес. Здесь такая же ситуация, как, к примеру, с брекетами на зубах: да, без них красиво, но они нужны».


Источник: Лилия Хамитова, «Портал предпринимателей»

Возврат к списку