Алексей Аксютенко, мэрия Красноярска: «Наведение порядка на рынке рекламы – гарантия безопасности горожан»
5 августа 2015

Алексей Аксютенко, мэрия Красноярска: «Наведение порядка на рынке рекламы – гарантия безопасности горожан»

Трудно представить современную жизнь города без наружной рекламы. Баннеры, тумбы, растяжки стали естественной частью красноярских улиц и площадей. Вот только зачастую рекламные конструкции уродуют городской пейзаж, а иногда и представляют опасность для жителей. В основном речь идёт о самовольно размещённых объектах. Однако сегодня у города есть мощные рычаги для наведения порядка на рекламном рынке. Об этом в интервью «Городским новостям» рассказал заместитель руководителя управления архитектуры администрации Красноярска Алексей Аксютенко.

Произошли ли за последнее время какие-либо значимые изменения в рекламном законодательстве? Каков законный порядок размещения рекламной конструкции в Красноярске?

В 2013 году были приняты изменения в закон «О рекламе», которые позволяют сносить незаконно установленные конструкции во внесудебном порядке. Это существенно облегчило задачи администрации по наведению порядка на рынке наружной рекламы. Если раньше необходимо было вступать в судебные тяжбы, доказывать факт нарушения закона, то сегодня мы вправе производить демонтаж незаконных объектов в административном порядке.

Что касается порядка размещения рекламы на территории города, то, безусловно, любая конструкция должна иметь соответствующее разрешение. Если речь идёт о муниципальных территориях, то предприниматель должен обратиться в управление архитектуры и участвовать в торгах. В случае, если участок или строение находится в собственности граждан или юридических лиц, необходимо получить согласие собственника (а в случае с многоквартирным домом – общего собрания собственников). После этого обратиться в управление архитектуры, представив все необходимые документы, перечень которых опубликован на сайте администрации города, и получить разрешение на установку рекламной конструкции.

Сколько демонтировано самовольных рекламных сооружений и какая ответственность предусмотрена за их установку?

В настоящее время демонтировано 1148 незаконных конструкций. В течение 2015 года управлением архитектуры запланирован демонтаж более трёх тысяч рекламных конструкций, не имеющих разрешений. На это из бюджета города запланировано выделение более шести с половиной миллионов рублей.

Установка любой рекламной конструкции без разрешения – противоправное действие, за которое Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность. Штраф может достигать миллиона рублей. Санкции по закону накладываются полицией, которой управление архитектуры направляет информацию о выявленных незаконных объектах.

Кстати, на демонтированное имущество город не претендует. В соответствии с договором, заключённым с подрядной организацией, осуществляющей демонтаж, всё это имущество должно храниться на базе подрядчика в надлежащих условиях. Таким образом, владелец демонтированной конструкции может обратиться с заявлением о её возврате в управление архитектуры. Однако предварительно ему придётся возместить бюджетные средства, потраченные на демонтаж. После этого он вправе надлежащим образом получить разрешение на размещение.

Вопрос эстетики рекламного изображения сегодня волнует многих горожан. На некоторых баннерах впору ставить отметку «18+». Обращают ли при выдаче разрешений специалисты внимание на содержание самого баннера? Могут ли специалисты повлиять на содержание рекламного баннера, ввести цензуру?

Здесь есть две составляющие. Первая, входящая в должностные обязанности управления архитектуры, это эстетика самой конструкции. Её внешний вид, как таковой, регулируется договором, который заключается между муниципалитетом и рекламной компанией. В нём прописывается обязанность компании содержать конструкцию в надлежащем виде, то есть подкрашивать, следить за тем, чтобы не было порывов баннерной ткани, и так далее. Что касается рекламного изображения, то здесь функцией контроля наделена Федеральная антимонопольная служба. Мы можем только информировать УФАС о том или ином изображении, которое, по нашему мнению, нарушает законодательство. Введение какой-либо цензуры находится за пределами должностных полномочий администрации города. Говоря об эстетике рекламных конструкций, нельзя не вспомнить и о фасадной рекламе. Согласитесь, далеко не все вывески в городе выглядят достойно. В планах управления архитектуры – заняться наведением порядка в этой сфере. В ближайшее время на уровне главы города будет утверждаться вопрос об упорядочивании фасадной рекламы в Красноярске. Планируем, что взаимодействовать с нами по вопросу наведения порядка в сфере фасадной рекламы будут и жители города, и управляющие компании.

Как известно, для того чтобы разместить рекламу на фасаде дома, владелец должен провести собрание собственников и заручиться поддержкой большинства голосов. Если этого не произошло, но рекламная конструкция всё-таки появилась на фасаде жилого дома, куда могут обращаться жители, чтобы нерадивого предпринимателя наказали?

Если это происходит, жители вправе обратиться в управление архитектуры либо в управляющую компанию с требованием убрать незаконную рекламу. Управляющая компания обязана выполнить это требование. Если есть сомнения в законности размещения, то любой собственник вправе обратиться в управление архитектуры и потребовать проверки. И даже если разрешение выдано на законных основаниях, но тем не менее собственника по каким-либо причинам не устраивает рекламная конструкция (например, в результате монтажных работ возникают проблемы с промерзанием стен), он вправе инициировать общее собрание и поставить вопрос о расторжении договора с рекламной компанией. Очень важным является то, что в каждом договоре прописана обязанность предпринимателя после демонтажа привести фасад в первоначальный вид. Жители вправе требовать неукоснительного исполнения этого пункта.

Следят ли специалисты управления архитектуры за тем, чтобы рекламные конструкции представляли собой безопасные сооружения для горожан?

Это одна из причин, по которой мы крайне заинтересованы в наведении порядка на рынке рекламы. Было несколько случаев падения рекламных баннеров — как правило, это именно незаконные, объекты, выполненные кустарным способом. То же с рекламой на фасадах. Особое же внимание к тем установкам, которые имеют подсветку, — есть риски короткого замыкания и пожара. Любая законно размещённая рекламная конструкция обязана иметь конструктивные чертежи, разработанные с учётом погодных условий, в том числе ветровых нагрузок, осадков, температурных перепадов. Тем самым мы получаем не только понимание, каким образом учитываются требования безопасности, но и конкретных людей, несущих ответственность за любое ЧП.

Каковы перспективы развития социальной рекламы в Красноярске?

По моему мнению, спрос на креативную социальную рекламу у нас крайне низок. Безусловно, в городе есть подвижки. Но они в большей мере связаны с нашим желанием менять рынок. Например, жёсткое решение по ограничению крупноформатных конструкций в центре города, появление городской навигации. В результате город украсили интересные объекты, которые являются не только рекламными носителями, но и уличной мебелью, помогают людям ориентироваться в городе. А это крайне важно в преддверии Универсиады. Да и вообще, если Красноярск хочет стать крупным туристическим центром, а такие предпосылки есть, то без навигации добиться этого сложно – город должен быть дружелюбен по отношению не только к жителям, но и к гостям.

Контролируется ли размещение рекламы на автомобилях, которое зачастую выглядит довольно уродливо?

Согласно 20-й статье Федерального закона о рекламе, использование автомобилей в целях рекламы запрещено. Переоборудование автомобилей с установкой рекламных щитов и телевизоров, использование старых машин или прицепов для размещения рекламной информации находится за пределами правового поля и преследуется по закону. Административное наказание – штраф до миллиона рублей. Это зона ответственности ГИБДД. Управление архитектуры и районные администрации неоднократно обращались к органам дорожной полиции по вопросам наведения порядка в том или ином районе города, где обнаружены нарушения. В какой-то мере работа ведётся, но пока, на наш взгляд, недостаточно интенсивно.


Источник: Вячеслав Засыпкин, «Городские новости»

Возврат к списку