АКАР представила рейтинги рекламной индустрии за 2023 г. Самыми эффективными коммуникационными агентствами признаны ГК «Родная Речь», emg и Fuse Media Direction Group. В число лучших медийных агентств вошли OMD Media Direction, SkyTecKnowlogy и PHD. В рейтинге креативности компания «Восход» стала лидером сегментов «Национальный рейтинг креативности» и «Диджитал». В категории «Маркетинговые услуги» первого места удостоилось агентство emg, а в блоке «Брендинг» – дизайн-бюро Shuka Design.
Говоря о роли рейтингов, Владимир Филиппов, сопредседатель комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности, президент Российской академии рекламы, президент «Аврора», подчеркивает:
«Рейтинги суммируют и объединяют результаты за год в одно целое, что важно для индустрии в целом. Это сигнал клиентам, какие агентства и в каких областях самые креативные и эффективные. Думаю, ценность еще и в том, что рейтинги, как и в спорте, – чемпионат длиною в год, со своими победителями. Многие агентства научились монетизировать свое лидерство – оно создает особую атмосферу в команде и способствует профессиональному росту».
По словам Алексея Андреева, сопредседателя комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности, основателя и управляющего партнера Depot, рейтинги решают сразу несколько важнейших индустриальных задач:
«Прежде всего это универсальный инструмент для выбора подрядчика. Кроме того, рейтинги позволяют агентствам-участникам получить объективную оценку своей деятельности: увидеть слабые стороны и найти точки роста. И конечно, качественная система рейтингов, управляемая отраслевой ассоциацией, демонстрирует внешнему миру прозрачность и состоятельность нашей индустрии».
Рейтинг креативности
Рейтинг креативности АКАР существует с 2008 г. и является уникальным и единственным общепризнанным рейтингом креативности в России. Он учитывает результаты участия в профессиональных фестивалях и подчеркивает необходимость оценки творческого потенциала игроков рынка. Рейтинг состоит из пяти сегментов: «Национальный рейтинг креативности», «Маркетинговые услуги», «Брендинг», «Диджитал» и Young.
Сегмент «Национальный рейтинг креативности»
Лидерство сохранило агентство «Восход», набрав 644 балла. Второе место заняла ГК «Родная речь» с 269 баллами. В топ-3 также вошла компания Instinct, получившая 251 балл.
Cегмент «Маркетинговые услуги»
Агентство emg, набравшее 520 баллов, вновь оказалось на первой строчке рейтинга. OMD Media Direction с 423 баллами заняло вторую позицию. Замыкает тройку лидеров GRAPE с результатом 386 баллов.
Cегмент «Брендинг»
Первого места снова удостоилось дизайн-бюро Shuka Design, ему удалось набрать 348 баллов. Вторую позицию с 271 баллами заняло агентство «Восход». Suprematika опустилась на третью строчку, получив 203 балла.
Cегмент «Диджитал»
Агентство «Восход» стало лидером и в этом сегменте, его результат – 171 балл. Mosaic заняло вторую строчку с 136 баллами. Компания Re:evolution набрала 116 баллов и оказалась на третьей позиции.
Cегмент Young
Золотой награды удостоилась Алина Ломаева, набравшая 69 баллов. Серебро получила Елизавета Колосова с 59 баллами. Бронзой наградили Владислава Меркушева, на его счету 50 баллов.
Алексей Андреев уверен, что «агентства-лидеры рейтингов, как правило, знают, как и где воспользоваться своим бриллиантовым положением. Тут не бывает «случайных людей». Участие, а тем более победа в рейтингах – долгосрочный, планомерный и очень недешевый процесс. Взамен на эти инвестиции агентства получают рост клиентского трафика, кадровую лояльность в профсообществе и конкурентное преимущество при выборе агентства-исполнителя».
Татьяна Щербакова, сопредседатель комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности, управляющий партнер Ark Group, продолжает эту мысль: «Лидерские позиции агентств в рейтингах по-прежнему не только дают возможности для развития бизнеса, но и являются важными составляющими PR- и HR-политик агентств».
Рейтинг эффективности коммуникационных агентств
АКАР впервые представила рейтинги эффективности коммуникационных и медийных агентств в 2018 году. Продукт стал полезным инструментом для анализа рекламных кампаний и определения самых эффективных игроков рынка, а также дал стимул для развития здоровой конкуренции.
В рейтинг эффективности коммуникационных агентств попали компании, чья работа нацелена на достижение бизнес-результатов и рост маркетинговых показателей. При формировании списка учитывались места, занятые игроками на фестивалях E+ Awards, Red Apple, White Square, НПБК.
С результатом 661 балл обладателем золота стала ГК «Родная Речь». Агентство emg опустилось на вторую строчку, набрав 475 баллов. Компания Fuse Media Direction Group также понизила позиции в рейтинге и заняла третье место с результатом 472 балла.
Рейтинг эффективности медийных агентств
На позиции участников рейтинга эффективности медийных агентств влияют награды, полученные на профессиональных конкурсах. В 2023 г. эксперты оценивали результаты выступлений на фестивалях E+ Awards, Red Apple Media, Silver Mercury, White Square, «МИКС Россия», НПБК.
Агентство OMD Media Direction вновь стало лидером рейтинга – его результат 709 баллов. Вторую позицию заняла компания SkyTecKnowlogy, набрав 336 баллов. С 332 баллами топ-3 замыкает агентство PHD.
Уход международных фестивалей значительно повлиял на рейтинги. Как отмечает Татьяна Щербакова, теперь они формируются с учетом новых рыночных условий и в иной конкурентной среде: «Лидерские позиции в текущих рейтингах сформированы в основном за счет участия в российских фестивалях. Поэтому можно предположить, что одни и те же работы не только соревновались на каждом конкурсе друг с другом, но и оценивались тем же кругом жюри». При этом эксперт отмечает, что российские фестивали, получив явные преимущества с уходом ряда конкурентов, не снизили планку требований и стандартов и активно развивали новые продукты.
По мнению Алексея Андреева, любые тектонические изменения влекут за собой не только негативные последствия: «Мы потеряли возможность участвовать в некоторых топовых международных фестивалях – это плохо. Коммуникационная индустрия перестраивается и начинает создавать и продвигать новые конкурсы и фестивали – это хорошо».
Владимир Филиппов позитивно смотрит в будущее: «Есть небольшая надежда, что в список попадут хоть какие-то международные фестивали, готовые нас принять. Вообще рейтинги – это живой организм: меняются сегменты, добавляются новые правила, корректируются методики подсчетов».
«Рейтинг АКАР никогда не стоял на месте. Эволюция происходит последовательно, год за годом. В следующем году, я уверен, мы получим в нашу «турнирную таблицу» новые фестивали – как отечественные, так и международные. Мировой опыт и лучшие индустриальные практики совершенно точно не заканчиваются за пределами санкционных рамок», – дополняет Алексей Андреев.