Компания-разработчик голографических 3D-экранов из Великобритании Kino-mo, созданная белорусскими предпринимателями Артёмом Ставенко и Кириллом Чикеюком, попала в топ-11 британских проектов по версии предпринимателя Ричарда Брэнсона. Среди всех представленных в Pitch to Rich 2015 организаций Kino-mo – единственный стартап, основателями которого являются выходцы из стран СНГ.
«Цукерберг Позвонит» (ЦП) пообщался с Кириллом Чикеюком о технологии, конкурсе и узнал, что получит победитель следующего этапа – интернет-голосования.
Pitch to Rich 2015 – стартап-конкурс, организованный компанией Virgin Group, основателем которой является известный предприниматель Ричард Брэнсон. Конкурс проходит в три этапа: сначала сам Брэнсон отбирает лучшие, по его мнению, стартапы Великобритании – они попадают в полуфинал. Итоги полуфинала определяются зрительским голосованием.
После этого определяются победители в четырёх номинациях: Startup, New Things, Grow и People's Choice. Общий фонд конкурса составляет £1 млн. Каждый из победителей получит часть этих средств в качестве инвестиций, маркетинговую, материальную и PR-поддержку от Virgin Group, а также возможность поработать лично с Ричардом Брэнсоном.
Kino-mo – стартап, основанный белорусскими предпринимателями Артёмом Ставенко и Кириллом Чикеюком. Создатели проекта живут и работают в Лондоне. Изначально проект занимался разработкой цифрового проектора, который использует в качестве прозрачного экрана велосипедные колеса. Технология вошла в топ-100 лучших инновационных проектов Великобритании в 2012 году.
В октябре 2012 года молодые предприниматели победили со своим изобретением на английском телешоу ВВС под названием Dragon's Den и выиграли премию Кембриджского университета. Правда, от премии стартап в итоге отказался – так как по условиям конкурса основателям пришлось бы передать инвесторам более 40% доли в проекте. Среди других наград компании – — Shell Live Award, UCL Advances Award и Top-3 British Innovations 2015.
Сейчас Ставенко и Чикеюк занимаются не только проецированием изображений на велосипедные колёса, но и проецированием 3D-изображений на воздух при помощи голографических 3D-экранов.
С этой технологией стартап в феврале 2015 года привлёк первые инвестиции – $700 тыс. при оценке в $7 млн.
«В феврале у нас было три варианта для закрытия посевного раунда. Мы провели успешную краудфандинговую кампанию и ближе к её окончанию получили ещё два предложения: от венчурного фонда и от группы ангел-инвесторов, представляющих агентство недвижимости. В итоге было принято решение принять предложение последних – таким образом мы получили ещё и связи с определённым сегментом нашего рынка, ведь нам как раз и необходим выход на объекты с большой проходимостью. Инвестиции в большей своей части тратятся на дальнейшую разработку продукта», – рассказывает сооснователь проекта Кирилл Чикеюк.
В апреле 2015 года стартап заключил партнёрство с Intel. В этом же году предприниматели заключили первый контракт на поставки голографических экранов с английской компанией D-Media на сумму $4 млн (ежегодно).
ЦП узнал у основателя стартапа Кирилла Чикеюка, как команда пришла к созданию голографических экранов, чего он ждёт от конкурса и кому нужны подобные технологии.
ЦП: Кто ещё в команде, кроме вас и Артёма?
Кирилл Чикеюк: Кроме нас в команде работает еще два инженера, дизайнер и маркетолог.
Расскажите, пожалуйста, о самой технологии и о том, кому она нужна прямо сейчас и для чего.
С видео-велосипедами мы разработали финальную версию продукта, определились с моделью монетизации и скоро начинаем активно продвигать продукт на другие рынки. Модель монетизации – лицензирование рекламным агентствам по всему миру. Лицензиат получает определенное количество устройств для видео-велосипедов и эксклюзивное право использования нашей технологии на определенной территории.
Лицензия предполагает определенную комиссию с продаж. Лицензии на использование уже купили в Японии, Мексике, Ирландии, Гватемале. Глобально мы планируем построить сеть лицензиатов по всему миру. В этом смысле мы позиционируем себя исключительно как технологическая компания, то есть мы только предоставляем технологию или продукт, а также оказываем техническую поддержку.
Несмотря на то, что видео-велосипеды уже работают, а также, несмотря на восторженные отзывы и вау-эффект, мы всегда стремились построить более масштабируемый бизнес. Что-то, что потенциально может превратить Kino-mo в миллиардную компанию. 3D-дисплей, в потенциале, полностью отвечает такому критерию.
Мы участвовали в нескольких крупных выставках и обнаружили, что подавляющее большинство людей – а по сути конечные получатели продукта — воспринимает его как голограммамы, хотя с технической стороны наша технология с технологией голограмм ничего общего не имеет. Так же как и знаменитые голографические шоу Майкла Джексона никоим образом не являются голографией.
С учетом огромных маркетинговых возможностей, связанных с голограммами, мы решили что не использовать это – грех. На данный момент мировому рынку предложены дорогостоящие, неудобные в использовании и установке голограммы — в сфере наружной рекламы их просто-напросто нельзя масштабировать. Все крупные рекламные агентства мира уже готовы выстроиться в очередь за технологией, которая решит эту проблему.
Доступные рынку данные очень чётко показывают, что голографические дисплеи, установленные в местах с большой проходимостью и в зонах совершения покупок, способны отлично стимулировать желание что-то купить и существенно поднять продажи.
Разработанный нами дисплей крайне низкозатратен в производстве (теперешняя версия стоит всего £180) – в разы ниже, чем всё похожее, что когда-либо было на рынке.
Бизнес-модель предполагает размещение наших устройств в местах с большой проходимостью – бары, клубы, шоппинг центры, станции — и дальнейшую продажу агрегированного рекламного места брендам. Каждое наше устройство содержит 3G-модуль, это позволяет передавать контент удалённо и централизованно, прямо из офиса и на все устройства в стране, одним нажатием кнопки. Вы выбираете, что проигрывается, где и когда.
Контент также можно менять в зависимости от локальных параметров, например если в баре есть выход на данные кассового аппарата в режиме реального времени, и какой-то напиток на данный момент очень популярен, то этот бренд может решить ещё больше «толкать» свой продукт. Или наоборот – если не популярен, он может предложить скидку. Брендам очень по душе такая интерактивность, потому что она несёт реальную ценность.
Для управления и контролем такой сетью мы создаем специальную платформу, на которой можно будет видеть всю аналитику, в том числе в режиме реального времени. Бренды также будут иметь отдельный доступ, который позволит им видеть всю сеть целиком. В каждой стране агентства будут иметь независимый выход на такую платформу.
Изображения и видео на дисплей также можно передавать со смартфонов и компьютеров за секунды. Можно также передавать данные (например, твитить) в режиме реального времени. Также мы сейчас разрабатываем технологию, которая позволит на определенном расстоянии распозновать человеческие лица и отображать их в режиме реального времени на дисплее.
Мы подали патентную заявку на него в прошлом году и получили партнерские предложения из более чем 40 стран мира. В этом году дисплей вошел в тройку изобретений года в Великобритании.
Если вы победите, в чём будет заключаться ваше партнёрство с Ричардом Брэнсоном? Он будет выступать в качестве инвестора и ментора, или предполагается какая-то интеграция технологий в проекты предпринимателя в том числе?
Тройка финалистов выступит с презентацией перед Ричардом Брэнсоном лично. Победа в конкурсе позволит получить кучу разных призов, в том числе рекламную кампанию стоимостью в £250 тысяч. То, как конкретно будет выглядеть партнерство с Ричардом Брэнсоном, пока не оглашается. Но наш продукт — это как раз тема Virgin и других его компаний, так что скрестим пальцы.
Каковы условия вашего партнёрства с Intel?
IoT-отдел (internet of things, «Интернет вещей» — прим. ред.) в Intel очень заинтересовался нашим продуктом. Они предложили вариант партнёрства, по которому, например, какая-то часть производства будет субсидироваться Intel.
Решения от Intel имеют хороший запас по производительности, позволят подключать любую дополнительную периферию, а также предоставят возможность бесплатного использования некоторых Cloud IoT Services от Microsoft для контроля и менеджмента сети наших устройств по всему миру. Кроме того, у нас появился выход на большинство библиотек Intel, а также на официальном сайте Intel мы сможем повесить нашу white paper как пример для Intel IoT Solutions.
Ваш первый контракт на $4 млн в год – с кем он заключен, каковы объёмы поставок и основные условия?
Контракт заключен с английской компанией D-Media. Они развивают сеть обычных диджитал-дисплеев в британских барах и ночных клубах. Недавно они заключили достаточно громкий контракт с корпорацией SKY.
Наш контракт с D-Media предполагает, что они будут устанавливать наши дисплеи по своей сети баров (в контракте прописано несколько тысяч), а затем продавать на них рекламное место среди своей клиентской базы. Со своей стороны мы будем поставлять дисплеи и осуществлять техподдержку. В D-Media подтвердили, что ряд крупных брендов уже заинтересован в размещении рекламы на наших дисплеях на постоянной основе.