Несогласие ряда участников тендера на размещение наружной рекламы в Петербурге с итогами конкурса стало основанием для информационной кампании против Сергея Серезлеева, главы комитета по печати Смольного. Чиновник упрекается в косвенном нанесении 15-миллиардных убытков горбюджету, пишет «Новый взгляд».
Тендер, состоявшийся летом 2017-го, был крупнейшим событием на рынке городской «наружки»: речь шла о 8,5 тыс. рекламных щитов и афиш. По сути, участники ждали его с 2013-го, с момента ужесточения правил городского благоустройства, и затем, желая выгодных для себя условий, буквально завалили жалобами ФАС. Часть исков успели удовлетворить, но в итоге Смольный назвал победителя, не дождавшись решения суда по всем заявлениям. И вот теперь, когда ФАС выписала штраф Серезлееву, рекламщики требуют аннулирования итогов тендера.
Первыми (неожиданно) начали местные коммунисты – 9 декабря они провели митинг против «антинародной политики властей» с требованием вернуть 15 миллиардов, которых из-за решения Смольного недосчитался город. Далее в кампанию не менее внезапно вмешались боксеры – 16 декабря они вручили депутатам петицию с требованием включить главу комитета по печати в санкционный список ЕС, правда, по слухам, спортсменам за это заплатили. Чуть ранее, 11 числа, прошла пресс-конференция двух рекламщиков города – «Стоика» и «Руана», – где поднимался вопрос о пересмотре итогов тендера. Первого из них не допустили к торгам, второй получил лишь малую часть контрактов, утратив в итоге пальму первенства в Петербурге.
Откуда взялась постоянно фигурирующая в дискурсе участников сумма именно в 15 миллиардов, пока неясно.
В «Руане» говорят, что имел место демпинг, порой в десятикратном размере, а потому торги можно было выиграть только ценой фактических убытков – аналогичный опыт, по словам рекламщиков, уже наблюдался в столице четыре года назад.
С такими цифрами соглашаются не все участники рынка. Например, Максим Черняк, глава компании «Реклама центр», получившей на злополучном аукционе 1024 лота, говорит, что если бы схема торгов была иной, то победители, пообещавшие городу «золотые горы», вынуждены были бы изыскивать эти средства ценой повышения стоимости услуг для рекламодателей. Естественно, спроса бы такое предложение не возымело, и большинство рекламных щитов остались бы пустовать, что могло бы привести даже к банкротству крупных операторов рынка.
К слову, рекламный рынок в Петербурге последнее время имеет устойчивую тенденцию к спаду – в том числе из-за обновленного закона о благоустройстве. К тому же местные рекламодатели традиционно предпочитают «наружке» другие каналы продвижения, например, интернет.
Вторит Максиму Черняку и Юрий Букчин, замглавы компании «Постер» (1200 лотов на торгах). По его словам, аукцион пошел на пользу рынку, и цены на наружную рекламу уже поднялись на 15-20 %. Правда, Смольный пока все равно несет убытки, а готовы ли их компенсировать операторы и как они будут это делать, мы, как считает Букчин, узнаем к началу весны.
Тем не менее без очевидных потерь конкурс не обошелся. Например, на один из лотов не поступило ни одной заявки, что привело к потере 450 млн рублей.
Также одна из компаний-победителей отказалась подписывать со Смольным договор – это оператор «Эско». По словам его представителей, причина тому – недовольство ФАС. Теперь в комитете по печати планируют судиться с «Эско».
Неизвестно и то, чем может закончиться конфликт комитета с «Руаном», который готов расторгнуть договор со Смольным, если не сможет добиться разрешения на введение своих рекламных конструкций в эксплуатацию. Кстати, ряд экспертов полагают, что кампания против Серезлеева инициирована как раз «Руаном», который уже раньше вступал в конфликты с городской исполнительной властью. Это привело к тому, что в 2015-м Смольный пытался обанкротить предприятие, его конструкции массово подверглись сносу, ну а сам «Руан» в ответ жаловался в УФАС.
Впрочем, не станет ли это пирровой победой для крупного городского рекламщика, покажет время. Так, уже сейчас глава «Руана» Вячеслав Ананских спешно стал экс-главой – в связи с тем, что якобы предоставил ложные сведения в налоговую. Не так давно в банке «Гефест», имеющем отношение к бизнесмену, прошли обыски – у правоохранителей возникли подозрения о причастности Ананских к «отмыванию» денег. Сумма, о которой ведется речь, оценивается не меньше чем в 150 млн рублей.