В последнее время в Арбитражном суде Республики Татарстан регулярно слушаются дела о демонтаже самовольно возведенных в Казани рекламных конструкций. Чем вызваны исковые заявления властей города, и каким в идеале должна быть индустрия наружной рекламы рассказала начальник управления наружной рекламы и информации исполнительного комитета города Казани Ирина Дябилкина.
В последнее время исполком города введет активную борьбу с нарушениями рекламного законодательства. В Арбитражном суде РТ ежедневно слушаются дела о принудительном демонтаже незаконных рекламных конструкциях. С чем связана такая активность исполкома города?
Дело в том, что управление наружной рекламы и информации, как самостоятельное юридическое лицо, существует с 1 января 2008 г., а с 1 августа 2009 г. в рамках нашего управления был создан отдел контроля. Поэтому активная работа по демонтажу рекламных конструкций началась в конце 2009 г. – начале 2010 г. Это результат работы именно этого профильного отдела, состоящего из шести человек и юридической службы управления.
Как бы вы оценили примерный масштаб нарушений в сфере рекламного законодательства по Казани? Сколько рекламоносителей исполком города демонтирует в неделю, месяц, год?
У нас в городе все рекламные конструкции принадлежат двум типам собственников. Во-первых, это компании, которые занимаются распространением рекламы на сетевых рекламных носителях, во-вторых, это владельцы объектов потребительского рынка и услуг, которые размещают собственную рекламу на индивидуальных рекламных конструкциях.
В собственности рекламных фирм в настоящее время находится порядка двух с половиной тысяч конструкций, из которых более 2100 конструкций – отдельно стоящие рекламные объекты, прежде всего, щиты 6х3 м. К сетевым конструкциям также относятся рекламные конструкции на мостах, перетяжки, брандмауэры на фасадах зданий. Другими словами, это те конструкции, которые изначально предназначены для сдачи в аренду рекламодателям. В этом сегменте исполнительный комитет полностью навел порядок.
Большинство конструкций размещено на муниципальной собственности, и, следовательно, это серьезный доход бюджета города. На сегодняшний день все владельцы рекламных конструкций имеют разрешительные документы. И последние три года у нас к рекламным фирмам практически нет вопросов. Да, иногда в городе может появиться самовольная перетяжка или брандмауэр, однако, как правило, она не принадлежит рекламным фирмам.
Кстати, Казань – один из немногих городов России, который в этом сегменте навел полный порядок. Сейчас исполком работает с объектами рекламно-информационного оформления потребительского рынка и услуг. То есть с индивидуальными рекламными конструкциями на фасадах продуктовых магазинов, банков, страховых фирм, офисов. Данные рекламные конструкции размещаются на частной собственности, причем, подавляющее большинство – на фасадах зданий. Таких конструкций в Казани около 15 тысяч.
Как вам удается вычислять нарушителей?
На сегодняшний день у нас несколько способов выявления нарушений при размещении рекламных конструкций. Это, плановые объезды по выявлению вновь установленных самовольных конструкций (два раза в месяц) и проведение по улицам города инвентаризации ранее размещенных конструкций.
В настоящее время, по поручению мэра, управлением совместно с главами администраций районов, по маршрутам следования к объектам Универсиады проводится проверка всех рекламных конструкций на наличие разрешительной документации. Инвентаризация выявила, что большое количество конструкций были установлены без документов в конце 90-х – начале 2000-х годов. Позиция исполнительного комитета такова: либо рекламная конструкция должна быть узаконена, либо ее необходимо демонтировать.
За девять месяцев этого года по 46 улицам было проверено 5229 конструкций, из которых 2886 конструкций оказалось без документов. Из них 1045 конструкций было добровольно демонтировано владельцами, по 752 конструкциям получены разрешения.
В случае обнаружения самовольных конструкций сотрудники отдела контроля выписывают предписания на демонтаж. Как правило, 20% предпринимателей, после получения предписания либо демонтируют конструкции, либо получают разрешительные документы. По остальным дела передаются в уполномоченные органы для привлечения к административной ответственности. В рамках административного дела узакониваются либо демонтируются еще 30% конструкций, 30% узакониваются в ходе судебного разбирательства, 20% попадают в исполнительное производство.
Какие компании в основном самовольно устанавливают рекламные щиты? Какой процент из них составляет реклама продуктовых магазинов?
Аналитику я приведу по крупным компаниям, обладающим сетью магазинов. В работе отдела контроля сейчас находятся 27 самовольных конструкций от магазинов «Пятерочка» 10 – от «Пятерочки+», 19 – от «Магнита», 37 – от «Августины». Есть и положительная динамика, например, автосалоны ТТС в этом году узаконили 56 конструкций, магазины «Эдельвейс» – 26 конструкций, хотя и у них еще остались проблемные вопросы. Большую работу по тому, чтобы узаконить конструкции, проводят аптеки: «Аптека +», «Будь здоров», «Аптека оптовых цен». Активно работают представители фирмы «Макдоналдс».
А что в основном рекламируют? И с какими проблемами вы при этом сталкиваетесь?
Рекламируют компании, прежде всего, свой бизнес, товары и услуги. Баннеры стали проблемой нашего города. Сейчас фасады стараются не ремонтировать, витрины не оформлять – проще и дешевле закрыть баннерами.
Вот недавно управление архитектуры и градостроительства проводило конкурс на лучший рекламный объект города Казани. Одна аптека сделала очень красивую и современную вывеску, получила разрешение (иначе какой может быть лучший объект, если реклама самовольная), но чуть подальше, на фасаде, повесила баннер с надписью «Мы открылись», на перилах ограждения входного узла еще один. То есть, сначала красивая вывеска, а потом временные баннеры с информацией о скидках или еще о чем-нибудь. Конечно, это наш город совершенно не красит.
Многие предприниматели стараются максимально использовать внешние стены своих помещений для того, чтобы прорекламировать себя и свою продукцию. Причем, прорекламировать так, чтобы информацию увидели с другого конца города. Например, в прошлом году был случай, когда владелец ортопедического салона на улице Пушкина настаивал на размещении на каждом сантиметре фасада информации о стельках, корсетах и вообще всей продукции, которую он продает. Это уже ненормально.
Хочу отметить, что если речь идет о многоквартирных жилых домах, то внешняя стена фасада может быть использована под размещение рекламно-информационных конструкций только с согласия двух третей собственников жилья. Это вызывает определенные трудности в получении согласований.
Кстати, с 1 июля 2010 г. Госсовет РТ увеличил штрафные санкции за нарушение порядка размещения наружной информации. Размещение в неустановленных для этих целей местах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1 тыс. руб., на должностных лиц – в размере 15 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц – в размере от 15 тыс. до 25 тыс. руб. Те же действия, совершенные повторно в течение года, уже влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,5 тыс. до 3,5 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Ранее многим владельцам штрафы было удобнее заплатить, чем узаконить конструкцию. Сейчас управление наружной рекламы и информации принимает все меры для того, чтобы создать должные условия для получения разрешений. А предприниматели в свою очередь должны понимать, что внешний облик нашего города во многом зависит от качества размещенных ими рекламных конструкций и что эти носители являются лицом их бизнеса.