На следующей неделе впервые состоится открытый конкурс на право размещения рекламы на общественном наземном транспорте по новым правилам. В чем выгода идеи рассказал руководитель департамента средств массовой информации и рекламы Москвы Владимир Черников.
Почему большинство автобусов, трамваев и троллейбусов в последнее время ходят «голыми»? Новое руководство города не одобряет такие «украшения»?
Дело совсем не в этом. Договор с оператором, который имел право размещать рекламу на подвижном составе ГУП «Мосгортранс», закончился в конце 2010 года. И чтобы ГУП смог максимально заработать на рекламе, мы радикально изменили подход к проведению конкурса. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу провести конкурс открыто, объективно и максимально эффективно с точки зрения использования собственности города. Координация его подготовки и проведения возложена на заместителя мэра Александра Горбенко и на наш департамент.
Как прежде реклама попадала на подвижной состав?
Конкурс в 2005 году проводил сам Мосгортранс. Это был конкурс на разработку концепции размещения рекламы на транспортных средствах с правом ее реализации на пять лет. Цены лота не существовало – концепции претендентов оценивались по весьма умозрительным критериям. А победитель платил Мосгортрансу что называется «по факту» – сумму, несопоставимую с возможным доходом от этой деятельности. Такой конкурс сложно назвать открытым, а результаты – максимально эффективными. Еще раньше вопросами размещения рекламы занимался ГУП «Реклама и информация на транспорте», а конкурсы не проводились вовсе. Сейчас этот ГУП находится в стадии ликвидации.
Сколько Мосгортранс заработал?
По итогам конкурса 2005 года Мосгортранс заключил договор с фирмой «Техпрогресс». За пять лет транспортное предприятие получило от нее всего 287 млн руб. При том, что только в 2010 году объем рынка рекламы на подвижном составе городского транспорта составил 180 млн руб. Мы же впервые объявляем стоимость лота – 442 миллиона 220 рублей на пять лет.
Не слишком ли дорого? Ожидаете конкуренцию?
Судя по всему, мы не ошиблись в расчетах. На нашем сайте размещена вся документация и электронный адрес для обратной связи. Из поступивших отзывов нет ни одного негативного - компании сообщают о своей готовности принять участие в конкурсе. Мы полагаем, что цена лота повысится в ходе торгов.
По условиям конкурса лот должна «взять» одна компания. Почему бы не разбить его на части во избежание монополизма? Автобусы – одним, трамваи - другим.
Дробить лот нецелесообразно. Операторы разных видов транспорта будут поставлены в неравные условия. Например, реклама на трамваях и троллейбусах более выгодна, чем на автобусах.
Почему? Ведь автобусов в несколько раз больше.
Город сейчас закупает новые автобусы, у которых значительную часть поверхности занимают окна, соответственно, сокращается место для рекламы. Кроме того, каждый трамвай и троллейбус обычно ходит по одному и тому же маршруту, а автобусы перебрасывают с одного маршрута на другой. Рекламодатель, который купил размещение на Кутузовском проспекте, вряд ли обрадуется, если его реклама будет «ездить» в промзонах Бирюлева.
В разработанной вами документации предусмотрена обязанность оператора размещать социальную рекламу.
Да, прежде такого не было. Впервые предусмотрен договор, на основании которого победитель обязан размещать социальную рекламу в установленном порядке и объемах.
Планируете ли вы организовать аналогичный конкурс для метрополитена?
Такая задача возложена на нас по поручению мэра. К тому же объем рекламы в метро в финансовом выражении существенно больше, чем на наземном транспорте. 1 июля заканчивается срок договора с нынешним оператором, который размещает рекламу в метро уже много лет. Конкурс будем проводить по тому же принципу, что и для Мосгортранса. И с той же целью - чтобы имущество города для распространения рекламы использовалось эффективно, открыто и прозрачно.