Ульяновское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) указало губернатору региона и мэру областного центра на незаконность размещения большого количества рекламных конструкций в Ульяновске и Димитровграде. Глава столицы региона Александр Пинков заявил, что центральная улица города будет освобождена от рекламы. Рекламные агентства полагают, что грядет большой передел отрасли, и намерены ему сопротивляться.
Сегодня члены ассоциации коммуникационных агентств Ульяновской области (АКАУ) собираются на срочное общее собрание, чтобы решить, как действовать в создавшейся ситуации, когда их рекламные конструкции названы незаконными. А мэрия требует срочного сноса билбордов на центральной улице.
Накануне праздников УФАС на своем сайте известило о том, что руководитель управления Геннадий Спирчагов «направил письма в адрес губернатора Ульяновской области, мэров Ульяновска и Димитровграда о многочисленных фактах самовольной установки рекламных конструкций в регионе».
Так, в Димитровграде из 195 рекламных конструкций 95 установлены без разрешения. В Ульяновске же, отмечает УФАС, в течение 2007 года операторы наружной рекламы не могли получить разрешения мэрии на установку рекламных конструкций. В 2008 году после вмешательства антимонопольного ведомства разрешения стали выдаваться, правда, за исключением щитов в исторической части города. Торгов на право аренды участков под рекламу (которые в соответствии с изменениями закона «О рекламе» должны проводиться с 1 июля 2008 года) так и не было, отмечается в сообщении УФАС.
Специалист антимонопольного ведомства Наталья Курчангина пояснила, что «в создавшейся ситуации виноваты власти, которые бездействовали». В то же время она отмечает, что все рекламные конструкции на улице Гончарова сейчас стоят незаконно, поскольку «сроки договоров давно закончились, их никто не пролонгировал, а торги не проводились».
На следующий день после сообщения УФАС мэр Ульяновска Александр Пинков, заявил, что улица Гончарова должна быть освобождена от билбордов. Собственники рекламных конструкций получили извещения о необходимости демонтировать билборды до 29 ноября. «Заявление УФАС и наше предупреждение – вещи, друг с другом не связанные. Просто идет плановая реконструкция улицы Гончарова как исторического памятника. Параллельно с этим мы формируем единую концепцию рекламного пространства в историческом центре, и в соответствии с ней присутствие рекламных носителей будут минимальным», – пояснил «Ъ» заместитель мэра Сергей Филиппенко. Он также заявил, что сроки договоров по этим билбордам давно истекли, «и пролонгации не будет» (в настоящее время на центральной улице Ульяновска размещено 98 рекламных носителей, принадлежащих 25 субъектам предпринимательской деятельности. – «Ъ»).
Участники отрасли с решением мэрии не согласны. «В других регионах власти ищут консенсус, предлагают альтернативные места, а нас – бульдозером», – говорит директор рекламного агентства «Фабрика безупречной рекламы» (ФБР) Максим Кучеренко. Он не исключает, что «грядет большой передел рынка наружной рекламы», «готовится зачистка под крупные общефедеральные агентства, как уже было в других регионах». По его словам, решение мэрии приведет к краху, «целого ряд ульяновских агентств, для которых улица Гончарова главное доходное место». ФБР намерена отстаивать свои интересы «всеми доступными методами – в судах, на пикетах, через СМИ».
Вице-президент АКАУ Игорь Жарков считает, что рекламисты смогут выиграть суд, «поскольку договоры можно считать пролонгированными, так как мэрия все это время исправно брала с рекламистов деньги за аренду участков». Он также пояснил, что «уже ничего не надо выдумывать, и проект оптимизации рекламного пространства в историческом центре был выполнен ассоциацией по заказу мэрии еще два года назад». «Мы хотим встретиться лично с мэром и все ему объяснить, потому что, похоже, кто-то говорит ему не всю информацию, целенаправленно проталкивает свой интерес», – сказал господин Жарков.
В антимонопольном ведомстве отмечают, что если рекламисты не послушаются мэрии, то их можно наказать только штрафом, но «сносить рекламные конструкции допустимо только в двух случаях: или добровольно, или через суд».