С 1 марта 2016 года ГОСТ по наружной рекламе станет обязательным к исполнению по всей стране. Фактически рынок будет уничтожен — вне закона окажутся около 90% конструкций. Власти Петербурга решили встать на защиту рекламного бизнеса, пишет «Лениздат.Ру».
Пишите письма
Участники рынка неоднократно говорили о необходимости пересмотреть ГОСТы ГИБДД по наружной рекламе. Итогом совещаний и консультаций власти с профессиональным сообществом стало совместное письмо губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и мэра Москвы Сергея Собянина премьер-министру Дмитрию Медведеву. В нем градоначальники просят смягчить требования ГОСТа, чтобы не допустить уничтожения рынка. 5 ноября стало известно, что Полтавченко уже подписал обращение и оно передано в приемную Собянина. Как только мэр Москвы поставит свою подпись, документ направят Дмитрию Медведеву.
ГОСТ был разработан еще 13 лет назад в целях повышения безопасности на дорогах, но до сих пор носил рекомендательный характер. 29 сентября правительство приняло постановление об обязательном исполнении правил. 1 марта 2016 года это решение вступит в силу. Согласно ГОСТу, запрещено устанавливать рекламу ближе 5 метров от проезжей части, а также на разделительной полосе, если расстояние от края конструкции до проезжей части менее 2,5 метров. В Петербурге, по данным комитета по печати, требованиям не соответствует около 90% наружной рекламы.
Глава комитета по печати Петербурга Сергей Серезлеев рассказал Лениздат.Ру, что в своем письме Полтавченко и Собянин просят пересмотреть пункты ГОСТа как касательно отступа от края дороги, так и размещения на разделительной полосе. Если правительство пойдет навстречу, удастся сохранить около 80% петербургских рекламных конструкций.
По словам Серезлеева, разработкой поправок занимался комитет по печати совместно с рекламным сообществом. Опрошенные Лениздат.Ру участники рынка это подтвердили.
Туманные перспективы
Параллельно с обсуждением поправок к ГОСТу Смольный готовится начать массовый снос рекламных конструкций, если федеральные власти не пойдут навстречу бизнесу. Исполнительные листы, по словам Серезлеева, оформлены по всем рекламным компаниям, кроме одной. Он добавил, что решение суда ожидают в конце ноября, после чего город получит право демонтировать конструкции всех участников рынка, не соответствующие ГОСТу.
С юридической точки зрения, на это есть полное право — почти вся наружная реклама в городе размещена незаконно. Договоры с операторами истекли еще в 2013 году. Новая схема, сокращающая количество рекламы в Петербурге на треть — до 9,7 тысячи конструкций, была опубликована в апреле 2014 года. Однако торги по ней так и не состоялись.
В комитете по печати Лениздат.Ру пояснили, что большая часть мест в схеме не соответствует ГОСТу. Поскольку нет четкого понимания, в каком виде будут существовать требования, Смольный ждет решения федеральных властей и откладывает аукцион.
Антимонопольная служба посчитала действие, а точнее, бездействие комитета по печати нарушением закона «О защите конкуренции». 29 октября УФАС предписал провести торги на установку наружной рекламы до 20 февраля 2016 года.
«Поскольку на данный момент в городе есть только 145 мест, которые полностью соответствуют требованиям ГОСТа и которые могут быть выставлены на торги для размещения рекламных конструкций, — цитирует сайт ведомства слова заместителя главы петербургского УФАС Вячеслава Тукаева, — проведение закупки обязательно даже на эти места».
В комитете по печати решению УФАС были удивлены. По словам Сергея Серезлеева, причины отказа от торгов были объективными. Будет ли комитет оспаривать решение антимонопольщиков, пока не известно. Чиновники намерены дождаться ответа по ГОСТам, а потом принять решение.
Попутная борьба
Сейчас город и бизнес пришли к «условному» соглашению. Компания платит в бюджет как бы за землепользование, и ее щиты не трогают. Если же компания не платит — щиты демонтируются.
Каждый месяц комитет по печати отчитывается о демонтаже порядка тысячи незаконно установленных и эксплуатируемых конструкций. Так, в октябре было снесено 947 объектов.
По словам члена правления Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александра Ружинского, речь идет только о тех, кто не принимает условия города. «Зачистка касается только тех компаний, которые не соблюдают правила, которые на текущий момент город устанавливает, — отмечает Ружинский. — У всех остальных компаний все в порядке».
Генеральный директор ЗАО «Постер» Кирилл Опарин рассказал, что его компания платит аренду за все конструкции и подобных проблем у него не возникало.
Президент компании «Талер» Михаил Поционко также утверждает, что своевременно платит за все установленные щиты, поэтому их не демонтируют.
Параллельно власти привлекают к ответственности владельцев незаконных информационных вывесок. За октябрь сумма штрафов составила более 6,5 млн рублей, за сентябрь — почти 5 млн. При этом в октябре комитет по печати выявил 601 нарушение, в сентябре — 549.
К работе привлекли и обычных граждан. В апреле 2015 года комитет по печати запустил сервис на сайте газеты «Петербургский дневник», с помощью которого можно проверить наличие разрешения на установку рекламных и информационных конструкций и оставить заявку на проверку конкретного дома.
По данным комитета по печати, с августа по октябрь 2015 года через сервис на сайте поступило более тысячи сообщений.
Надежда умирает последней
В комитете по печати ждут ответа на письмо Полтавченко и Собянина и надеются, что не придется демонтировать тысячи рекламных конструкций. Чиновники признают, что требования ГОСТа чересчур жесткие. «Руководство города считает возможным высказать свое мнение о смягчении ГОСТа, — отметил Серезлеев в беседе с «Лениздат.Ру». — Потому что это за собой потянет и прекращение поступления в казну Санкт-Петербурга, сокращение рабочих мест, прекращение производства. В нынешней экономической ситуации, мне кажется, это не совсем то, что необходимо прямо сейчас делать».
Участники рынка признают, что вмешательство Полтавченко и Собянина — как нельзя кстати. «Мы очень надеемся, что в этот раз голос нашего рынка услышат, — сказал Александр Ружинский. — Потому что от этого зависит не только рынок операторов наружной рекламы, но в том числе и рынок малых предприятий, который занимается производством наружной рекламы».
С ним солидарен и Михаил Поционко. «То, что власть помогает операторам и пытается сохранить рынок, — это очень хорошо, — считает он. — Но решение правительства спрогнозировать сложно».
Кирилл Опарин все же рассчитывает, что федеральные власти пойдут на уступки рекламщикам. «Мы надеемся на смягчение нормативов, — отметил он, — потому что они абсурдны на сегодня».
Добавим, в начале октября губернатор Георгий Полтавченко уже обращался к спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением отредактировать нормы ГОСТа. Однако, по словам Сергея Серезлеева, ответ не был получен.