По оценкам консалтинговой компании Nikoliers, по итогам первого квартала 2023 г. доля иностранных брендов в крупноформатных торговых центрах составила 35,9%, что практически в два раза меньше, чем в IV квартале 2021 г. Данные представлены на основе анализа 12 ТРЦ Москвы в топовых локациях. Российские бренды, как те, которые уже давно развивались на российском рынке, так и те, которые выкупили бизнес ушедших иностранных компаний, активно занимают площади ушедших международных лидеров.
Одновременно с этим на российский рынок выходят новые иностранные бренды из «дружественных» стран – шесть из 15 иностранных брендов, открывшихся с начала 2022 г., имеют более одного офлайн-магазина. Однако количество ушедших зарубежных ритейлеров за прошедший год пока в значительной мере превышает количество новых, что в свою очередь и привело к изменению соотношения российских и иностранных брендов в составе крупноформатных ТРЦ.
С начала 2022 г. о своем намерении выйти на российский рынок объявили 56 иностранных брендов. В 2022 г. первые магазины в России открыли 10 брендов (Vilhelm Parfumerie, Li Ning, Coffee Boom, Perspective, Efor, Ipekyol, Twist, Alex YVN, Ruck&Maul и L&L Skin в виде корнера), в первом квартале 2023 г. еще пять (Beymen Club, Loft, Madame Coco, NetWork, AC&Co). Если рассматривать вышедшие бренды по стране происхождения, то превалирующее большинство относится к Турции – порядка 64%, в том числе все пять брендов, начавших работу в России с начала 2023 г., являются турецкими.
Распределение арендаторов по количеству за четвертый квартал 2021 г.
и первый квартал 2023 г. в ТЦ Москвы по происхождению бренда (выборочно), %