Чиновники жертвуют бизнесом Челябинска ради ШОС. Зачистку рекламного рынка блокирует ФАС
28 марта 2018

Чиновники жертвуют бизнесом Челябинска ради ШОС. Зачистку рекламного рынка блокирует ФАС

Рекламный рынок Челябинска в преддверии саммитов ШОС и БРИКС ждет тотальная зачистка. Власти готовятся установить новые правила игры, чтобы упорядочить царящий, по словам предпринимателей, хаос в сфере распределения площадей и внешнего вида наружной рекламы города, пишет «Правда УрФО».

Новации грозят многомиллионными потерями и для бизнеса, и для бюджета областного центра, но как утверждают наблюдатели, это не остановит политиков и крупных игроков, рассчитывающих на масштабные дивиденды от международного события. Между тем предприниматели уже заявляют о массовых нарушениях со стороны муниципальных чиновников и ищут защиты в УФАС, которое на данный момент заняло сторону бизнеса. Осложняет ситуацию борьба за ресурсы внутри мэрии Челябинска и отсутствие консолидированной позиции по проблемному вопросу. Эксперты говорят о предстоящей эскалации многосторонних конфликтов, однако резюмируют, что зачистка неизбежна. «За новое лицо города, так или иначе, придется заплатить».

Рабочая группа, созданная при бизнес-омбудсмене Челябинской области Александре Гончарове, намерена представить в ближайшее время документ, который поможет выстроить работу рекламной отрасли в областном центре. На необходимости изменений на рынке настаивают как чиновники, которым необходимо убрать засилье рекламы с городских улиц в преддверии саммитов ШОС и БРИКС, так и сами предприниматели, заявляющие об ущемлении их интересов.

По данным Александра Гончарова, на данный момент в антимонопольную службу постоянно поступают обращения от предпринимателей, чьи рекламные конструкции муниципальные власти по каким-то причинам решили демонтировать. «Несоответствие архитектурному облику сложившейся застройки», которое приводится в качестве обоснования, за настоящую причину принять сложно, поскольку в нормативно-правовой базе это понятие не описано. Значит, решение о демонтаже принимается должностным лицом произвольно, можно даже сказать – по произволу. В то же самое время реклама нужна, с этим никто не спорит. Но она должна соответствовать современным требованиям, которые предъявляет нам общество. Необходимо найти способы, чтобы урегулировать ситуацию, прийти к компромиссному варианту, который бы устроил и бизнес, и власть, и граждан. Особо отмечу, что разработанные нами рекомендации будут обязательными для всех муниципальных образований Южного Урала», – обозначил принципы работы бизнес-омбудсмен.

Как рассказал «Правде УрФО» участник рабочей группы, депутат городской думы Челябинска Александр Вышегородцев, рекламный рынок уже сужается по объективным причинам, в связи с новыми федеральными нормативами – вышли изменения ГОСТ. Кроме того, влияет общая экономическая ситуация: кризис провоцирует отток рекламодателей. В этих условиях, по словам парламентария, должны быть созданы новые правила работы отрасли.

«Рынок рекламного бизнеса сокращается. По Челябинску на данный момент мы разрабатываем дизайн-код, вводим стандарты по вывескам, по рекламе, которая размещается на зданиях. Мы работаем над тем, чтобы Челябинск был не безликим индустриальным городом, а, чтобы у него появилось свое лицо, то есть идем по пути многих городов, которые уже приняли у себя подобный порядок, – Москва, Казань, Уфа, Магнитогорск. И споры с бизнесом возникли как раз из-за введения этого дизайн-кода», – пояснил депутат.

Участники группы отмечают, что, в первую очередь, новые стандарты будут опробованы на объектах, размещенных на 25 гостевых маршрутах в центре города. Однако подчеркивают, что демонтажа рекламных конструкций сейчас нет – все работы ведутся в рамках приведения вывесок в соответствие с новыми стандартами в преддверии ШОС, и в диалоге с участниками рынка.

Впрочем, бизнесмены утверждают, что ситуация далека от конструктивной: рекламные конструкции демонтируются на трассах и в муниципалитетах, а УФАС завалено жалобами предпринимателей. Согласно материалам прошедшего заседания комиссии, рекламщики также заявляют о собственном бесправии в рамках заключения договоров на размещение конструкций. Как заявил председатель Челябинской областной ассоциации операторов наружной рекламы и информации (ЧОАОНРИ) Александр Юдин, «все зависит от позиции главы города. Если он примет определенное решение, рекламу убирают. Так произошло совсем недавно в Карталах и в Копейске. К тому же, данная сфера деятельности очень закрыта. Новичок не сможет даже узнать, когда будут проводиться торги на размещение. Информации просто нет», – сообщил представитель отрасли. Глава Ассоциации рекламных компаний и агентств Челябинска Олег Гришанков также обратил внимание на то, на данный момент абсолютно непонятно, сколько будет выделено мест для размещения рекламных конструкций.

Участники рынка говорят, что уже сейчас из отрасли идет серьезный отток средств. Выпадающие доходы фиксируют и в городской думе Челябинска.

«Порядка 70% всех денег, вращающихся на рынке наружной рекламы, приходит от федеральных рекламных агентств. Они пользуются рейтингом городов, который составляет профессиональная ассоциация. Челябинск в данном рейтинге серьезно просел после громких заявлений о том, что центральные улицы города нужно освободить от стандартной рекламы. Как следствие, деньги с нашего рынка «наружки» ушли примерно на полгода. То же самое произошло из-за шумихи вокруг муниципального транспортного предприятия. Кто от этого выиграл? Никто», – озвучил позицию бизнеса директор ГК «Элефант» Михаил Смирнов.

На данный момент в Челябинске, по данным пресс-службы аппарата бизнес-омбудсмена, насчитывается порядка 4 тысяч рекламных конструкций, которые приносят в городской бюджет около 180 миллионов рублей в год.

Александр Вышегородцев отмечает, что бюджет города также фиксирует потери. «Нас беспокоит эта ситуация, и мы думаем над развитием рынка, но не с точки зрения того, чтобы завесить все здания щитами, а как ввести новые виды рекламы и поддержки предпринимателей», – рассказал депутат.

Между тем осведомленные наблюдатели указывают, что специфика Челябинска состоит еще и в том, что возник конфликт интересов в государственных структурах. Так, нет консенсуса даже в стенах мэрии, не говоря уже об особой позиции УФАС.

«Когда несколько лет назад в крупных городах начался процесс утверждения новых правил благоустройства, челябинское УФАС встало на сторону бизнес-сообщества и против, как мне кажется, публичных интересов. Согласовать интересы всех участников действительно сложно. Муниципалитет также не един: есть позиция управления архитектуры, есть КУИЗО, есть управление рекламы, и у каждого своя точка зрения, идет внутренний конкурентный процесс. Вообще Челябинск первый разработал ноу-хау, типа программ «Чистый воздух» и правил благоустройства, по которым сейчас живут крупные города, но у нас есть УФАС, которое блокирует все это», – рассуждает собеседник издания.

Впрочем, высокопоставленный собеседник издания полагает, что внутренние конфликты будут подавлены, поскольку дивиденды от международного события значительно масштабнее. «Интерес бизнеса – чтобы их не трогали – никому из крупных политических игроков в Челябинске сейчас не интересен. Все понимают, что зачищать площадку надо, и никто не пойдет против ШОС и БРИКС. Политической поддержки у бизнеса не будет, придется привыкать к новым правилам. Нужно наводить порядок на рынке. И, естественно, крупнейшие игроки заявляют, что ущемляются их права. Однако уцепиться, защищать свое и не предлагать альтернатив – это не конструктивно. Бизнес ничего не может предложить, только жалуется, что придут москвичи и отберут. Но для города, по большому счету, это не так важно. Эти условные москвичи будут играть по нормальным правилам. Была вольница, сейчас начали регулировать это. Никто из участников рынка не может получить преимуществ из-за каких-то своих политических позиций. Они на свободном рынке. Но кто из них быстрее сообразит, как выживать дальше, тот выиграет», – резюмирует собеседник издания.

Отметим, в рамках разработки нового документа планируется также создание интерактивной карты размещения наружной рекламы, однако городские депутаты жалуются на неимение денег в бюджете на данный проект. Впрочем, основным камнем преткновения может стать отсутствие актуального генерального плана развития Челябинска, основного документа территориального планирования, без которого невозможна полноценная деятельность. Потери бюджета, как утверждают эксперты, впоследствии можно будет сократить – ситуация в отрасли, вероятно, выправится через 2-3 года.

«Рекламное пространство сократится безусловно, потому что по-другому уже больше нельзя. Рекомендуются новые форматы и новые носители, все это потребует вложений от бизнеса, кто-то не выдержит этой нагрузки, но это жизнь. Сначала будут потери, в том числе в бюджете. Но за 2-3 года рынок все выправит», – резюмирует собеседник издания в рабочей группе.


Источник: Полина Мудрова, «Правда УрФО»

Возврат к списку