Согласно новому прогнозу коммуникационной сети ZenithOptimedia, глобальный рекламный рынок в 2014 г. вырастет на 5,1% по сравнению с прошлым годом (в предыдущем, сентябрьском прогнозе было 5,3%), а в 2015 г. – на 4,9%. Рост российского рынка в этом году составит 1,4% (сентябрьский прогноз +1,2%). В 2015 г. динамика роста российской коммуникационной индустрии составит 0,8%. В 2016 г. глобальный рынок вырастет на 5,6%, а в 2017 г. – на 5,2%, прогнозирует ZenithOptimedia.
Глобальная экономика стабилизируется. В 2015 г. МВФ прогнозирует рост ВВП на 3,8% (прогноз на 2014 г. 3,3%). Однако рекламный рынок после богатого на события 2014 г. (зимняя Олимпиада, чемпионат мира по футболу и промежуточные выборы в США) в 2015 г. будет расти с меньшей динамикой. В 2016 г., также благодаря летней Олимпиаде, выборам в США и чемпионату Европы по футболу, рекламный рынок вновь оживится, его рост составит 5,6%.
Мобильная реклама растёт за счет соцсетей
Мобильная реклама продолжает динамично расти. В период с 2014 по 2017 гг. этот сегмент обеспечит глобальному рынку 51% новых рекламных вложений. Среднегодовой рост данного медиа в данный период составит 38%. Тем не менее доля мобильной рекламы в общем пироге пока невелика – около 5%. Самыми успешными рекламными платформами в этом сегменте являются соцсети. Доля Facebook и Twitter в общем объёме рекламы на мобильных устройствах составляет 33%.
Автоматизация оживила баннеры
Развитие и проникновение программируемого баинга способствует росту традиционной баннерной рекламы и также двигает вперед онлайн-видео и рекламу в социальных медиа. Если в 2012 г. объём баннерной рекламы увеличился на 14% по сравнению с 2011 г., то в 2013 г. эта цифра достигла 18%. Прогноз по росту на 2014 г. составляет 26%.
«Мобильные технологии создают дополнительные коммуникационные возможности для брендов и помогают им выстраивать взаимоотношения с потребителями, а развитие автоматизированных платформ и programmatic делает маркетинговые коммуникации более эффективными», – говорит CEO ZenithOptimedia Worldwide Стив Кинг.
Еврозона стабилизируется «периферией»
Двумя проблемными зонами, оказывающими негативное воздействие на рост мирового рекламного рынка, являются Япония и Европейский регион. Однако если спад экономики в Японии, принесший рекламному рынку среднегодовой рост в 2-3%, по прогнозам аналитиков, продолжится как минимум до 2017 г., то европейская экономика находится в более выгодном положении. На «периферии» еврозоны – в Греции, Португалии, Испании и Ирландии – рекламные рынки вернулись к росту, и, по прогнозам ZenithOptimedia, их среднегодовой рост в 2014–2017 гг. составит 5,4%. Если в 2013 г. рекламные инвестиции во всех странах, входящих в еврозону, сократились на 2,9%, то в 2014 г. они вырастут на 0,8%, несмотря на продолжающуюся стагнацию на рынках Франции, Германии и Италии.
Украина и Россия – падение цен на нефть усугубляет отрицательный эффект политического конфликта
Конфликт на Украине продолжает оказывать разрушительный эффект на рекламный рынок этой страны и восточноевропейскую экономику в целом. По новому прогнозу ZenithOptimedia, в 2014 г. украинский рекламный рынок сократится на 49% в USD (–16% в гривнах). В 2015 г., по оптимистичному сценарию, падение составит 10% в USD, однако в гривнах рынок покажет положительную динамику (+4%).
На российский рекламный рынок продолжают оказывать отрицательное влияние политические и экономические факторы, связанные с вооруженным конфликтом на Украине. Санкции Евросоюза и США против России и ответные меры России, падение цен на нефть и стагнация экономики привели к снижению инвестиций и корректировке маркетинговых бюджетов большинства рекламодателей.
Предыдущий прогноз развития российского рекламного рынка в 2014 г. от ZenithOptimedia Russia, вышедший в сентябре, был незначительно скорректирован: с +1,2% до +1,4%. Корректировка обусловлена увеличением инвестиций в интернет-рекламу. По прогнозам аналитиков сети, это медиа продолжит оставаться медийным флагманом с точки зрения темпов роста: +15% в текущем году и +10% в следующем.
В 2015 г., согласно прогнозу ZenithOptimedia, российский коммуникационный рынок снизит темпы роста – до 0,8% относительно показателей 2014 г. Это оптимистичный прогноз, и он будет справедлив только в случае стабилизации внешнеполитической ситуации и цен на нефть. Также одним из важнейших факторов воздействия, оказывающим прямое влияние на потребительский рынок, покупательскую способность населения и, соответственно, рекламную отрасль, будет оставаться снижение курса рубля по отношению к базовым валютам. Дальнейшее ослабление рубля, эскалация конфликта России и Запада, введение новых санкций, а также продолжающийся прессинг на рекламную отрасль со стороны законодательной власти, могут стать поводом для негативной динамики рекламного рынка в 2015 г.
ZenithOptimedia планирует выпустить следующий прогноз в марте 2015 г., однако в случае резкого изменения экономической ситуации возможны внеочередные корректировки оценки.