Согласно новому прогнозу коммуникационной сети ZenithOptimedia, глобальный рекламный рынок в 2014 г. вырастет на 5,3% по сравнению с прошлым годом (в предыдущем, июньском прогнозе – 5,4%) и достигнут $523 млрд. Рост российского рынка в 2014 г. будет минимальным и составит 1,2% (июньский прогноз - +6,6%). Украинский рекламный рынок сократится на 32,5% по итогам года.
В 2015 г. глобальный рынок вырастет также на 5,3%., а в 2016 г. – на 5,9%, прогнозирует ZenithOptimedia. Снижение прогноза по глобальному росту продиктовано напряженной политической ситуацией вокруг событий на Украине, которая негативным образом сказывается на мировой экономике и международном бизнесе.
Цифровые технологии оживляют рост рынка
Быстрое развитие цифровых рекламных технологий будет основным фактором роста мирового рекламного рынка в 2014 г., и позволит ему увеличиться на 5,3% (в 2013 г. рост составил лишь 3,9%). Интернет остается самым быстро растущим медиа, с глобальными темпами роста 17,1% по прогнозу ZenithOptimedia на этот год. Новые технологические решения делают это медиа одновременно более эффективным и доступным по цене.
Традиционная баннерная реклама будет расти со средней динамикой 15,8% в год в период 2013-2016 гг. Средний рост онлайн-видео в исследуемый период составит 24,2%, реклама в социальных медиа растет еще быстрее – по 29,9% в 2013-2016 гг.
Если в 2013 г. на долю интернет-рекламы пришлось всего 21% всех рекламных вложений, то в 2014 г. доля вырастет до 23,6%. Это позволит онлайн-рекламе обойти рекламу в прессе (доля 22,7% по итогам 2014 г.) в общем рекламном пироге. К 2016 г. доля online достигнет 28,3% и разрыв между медиа №1 – ТВ и Интернетом сократится до 9,9% (сейчас он составляет 15,9%).
«Новые технологии способствуют росту интернет-рекламы облегчая процесс доставки рекламного сообщения правильной аудитории в нужное время по минимальной цене. Повсеместное распространение более совершенных, умных цифровых устройств усилит экспансию интерактивной рекламы и обеспечит стабильный рост мировому рекламному рынку», – говорит CEO ZenithOptimedia Worldwide Стив Кинг.
Мобильная реклама – самый быстро развивающийся сегмент рынка
Мобильная реклама продолжает динамично расти. По итогам 2014 года эксперты ZenithOptimedia прогнозируют рост этого сегмент на 67%, а это в семь раз выше динамики роста интернет-рекламы на стационарных носителях. К концу года доля мобильной рекламы достигнет 20% от всех рекламных интернет-инвестиций. В 2015 г. доля составит 25%, а в 2016 г. – 30%.
Еврозона стабилизируется. Украина уходит в минус.
Несмотря на последние экономические новости из зоны евро – о нулевом росте ВВП во втором квартале 2014 г. и замедлении роста промышленного производства – прогноз экспертов агентства относительно развития рекламного рынка этого региона остается стабильным. Рост составит 0,9% в 2014 г. (в предыдущем, июньском прогнозе было 0,8%). Экономики Ирландии, Греции, Португалии и Испании, пострадавшие от рецессии в прошлом году, продолжают восстанавливаться. В отношении этих стран предыдущий прогноз (рост на 1,1%) повышен до 2,9%. Напротив, французский рекламный рынок, в отношении которого ожидалось сокращение на 0,4%, по новым данным упадет на 1,2%. Тем не менее, аналитики прогнозируют общее оживление рекламного рынка зоны евро к концу этого года.
Что касается украинского рекламного рынка, в этом году объемы инвестиций здесь сократятся на 32,5%.
Россия замедляет темпы роста
Российский рекламный рынок продолжает замедлять темпы роста. Экономическая нестабильность, вызванная вооруженным конфликтом на Украине, введение санкций Евросоюзом и США против России, и принятие ответных меры РФ на санкции Запада, напрямую отражаются на активности рекламодателей на рынке – происходит корректировка маркетинговых бюджетов в сторону их сокращения.
Агентство ZenithOptimedia Russia пересмотрела свой предыдущий прогноз развития российского рекламного рынка в сторону значительного понижения - с 6,6% (данные июньского прогноза) до 1,2%. Согласно прогнозу рост объемов рекламных инвестиций ожидается лишь в двух медиа - в Интернете и на радио (на 10% и 4% соответственно). Расходы на телевизионную и наружную рекламу останутся на уровне прошлого года. К прессе, сохраняющей негативную динамику с прошлого года (-10%), присоединится сегмент «другие медиа», включающий indoor и рекламу в кинотеатрах – спад на 5% по итогам года.
Это оптимистичный прогноз, и он будет справедлив только в случае стабилизации политического конфликта, предупреждают эксперты ZenithOptimedia. Дальнейшая эскалация конфликта России и Запада и введения новых санкций могут стать поводом для негативной динамики рекламного рынка уже к концу 2014.
В начале 2015 г. к политическим и экономическим факторам влияния прибавится законодательная турбулентность. Так, 1 января 2015 г. вступят в силу поправки к федеральному закону «О рекламе», предполагающие:
Справка:
Список стран, включенных в региональные блоки
Северная Америка: Канада, США
Периферия Еврозоны: Ирландия, Италия, Португалия, Испания, Греция
Северная и Центральная Европа: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Швеция, Швейцария, Великобритания
Восточная Европа и Центральная Азия: Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Эстония, Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Россия, Турция, Украина, Узбекистан
Япония: Япония
Развитая Азия: Австралия, Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Южная Корея
Развивающаяся Азия: Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Пакистан, Филиппины, Тайвань, Таиланд, Вьетнам
Латинская Америка: Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Сальвадор, Мексика, Панама, Перу, Пуэрто-Рико, Уругвай, Венесуэла
Ближний Восток и Северная Африка: Бахрейн, Египет, Израиль, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ