Бюджет Челябинска теряет доходы от рекламы на миллионы рублей
31 октября 2018

Бюджет Челябинска теряет доходы от рекламы на миллионы рублей

Рекламный бизнес в столице Южного Урала заявляет о глубоком кризисе. Проблемы, вызванные общим состоянием экономики, усилились после начала работы администрации Челябинска по унификации всех рекламных конструкций и вывесок в преддверии встреч стран ШОС и БРИКС. В депутатском корпусе указывают, что новации мэрии уже повлияли на приток инвестиций в Челябинск – представители бизнеса отказываются заходить в муниципалитет без возможности активного продвижения в наружке, пишет «Правда УрФО».

 

На этом фоне местные власти также приостановили работу по актуализации основного документа, регулирующего работу рынка – схемы размещения рекламных конструкций, из-за чего окончательно остановился процесс заключения договоров аренды земли на будущий год. Бизнес ждет сокращения рынка как минимум в полтора раза, и массового увольнения людей, а депутаты подсчитывают предстоящие потери бюджетных доходов. А пока представители рекламных компаний констатируют полное отсутствие понимания и должной подготовки реформы у подчиненных главы Челябинска.

 

Администрация Челябинска начала активную работу по демонтажу вывесок, не соответствующих дизайн-коду, разработанному ранее департаментом Главархитектуры. Ликвидация объектов пока идет только на центральных улицах города, которые входят в так называемые гостевые маршруты, утвержденные в преддверии саммитов ШОС и БРИКС. В городской думе полагают, что сложившаяся ситуация существенно ослабила рынок, что может обернуться заметным недопоступлением средств в городской бюджет.

 

 

Сами представители бизнеса говорят, что «в отрасли фактически наступил полный хаос» – правила игры на рынке отсутствуют, торги по аренде земли не проводятся.

 

«Никто не может ничего понять, что происходит. Я думаю, что вся путаница от того, что все идет одновременно и сразу. Сначала Главархитектура объявила о введении в городе некоего дизайн-кода, механизм реализации которого абсолютно непонятен и запутан. Таким образом, администрация начала борьбу уже не только с рекламой, но и с вывесками, которые именуются информационными конструкциями и уже также начали демонтироваться. С гостевыми маршрутами тоже все непонятно. То, что число отдельно стоящих рекламных конструкций будет сокращаться, – это понятно, но по какому принципу – неизвестно. С вывесками будут бороться, но тоже непонятно как», – рассказал «Правде УрФО» директор группы компаний «Элефант» и депутат Совета депутатов Центрального района Челябинска Михаил Смирнов.

 

Напомним, ранее издание сообщало о том, что МКУ «Служба демонтажа» приступило к ликвидации некондиционных, по мнению мэрии, конструкций. Параллельно с этим начались судебные процессы – собственники бизнеса подают иски против администрации, оспаривая демонтаж. В отрасли полагают, что принятый Главархитектурой дизайн-код не соответствует современным реалиям. Схожая ситуация, по мнению руководителя одного из рекламных агентств, складывалась в соседнем Екатеринбурге перед подготовкой к проведению ЧМ-2018. В Челябинске же долгое время правила игры на рынке рекламы отсутствовали, и теперь, после их появления, рынок ждет глобальный передел, что негативно скажется на общей инвестпривлекательности города.

 

«Мы находимся в полном неведении, как будет организована реклама на гостевых маршрутах. Есть некие разговоры, но четкого понимания нет, документы отсутствуют», – описывает ситуацию на рынке руководитель одной из рекламных компаний города.

 

«Отсутствие рекламы в городе отбросит его еще дальше в экономическом развитии. Уже сейчас сложно говорить о какой-либо инвестиционной привлекательности. Когда бизнес, который хотел бы зайти в Челябинск, узнает, что город катится к советскому прошлому в плане унификации вывесок, закрытия рекламных мест и прочих запретов, он разворачивается и уходит. Если полностью выполнять утвержденный Главархитектурой дизайн-код, мы получим казарму: четко оговаривается высота букв, какие они должны быть. Позиция Главархитектуры понятна – ей в принципе не нужна реклама в городе, поэтому они решили сделать так, чтобы ее не было видно», – подчеркнул Михаил Смирнов.

 

При этом источники в администрации и гордуме указывают на то, что основные задачи, которые должны сделать городские власти, в частности, актуализация схемы размещения рекламных конструкций, не реализуются. В связи с этим под вопросом предстоящие торги на аренду земельных участков.

 

Источник в депутатском корпусе отмечает, что в текущем году заканчивается срок многих договоров аренды земли под рекламными носителями. Как правило, контракты отыгрываются на сроки от 5 до 10 лет, и в 2018 году завершается очередной пятилетний срок. Соответственно, с декабря должны начаться новые торги. Однако депутаты отмечают, что на данный момент администрация не планирует выставлять участки, что грозит множеству компаний уходом с рынка, а бюджету – недопоступлением арендных платежей. Всего, по данным собеседника в депутатском корпусе города, рекламный рынок приносит городу ежегодно порядка 170 млн рублей в качестве арендной платы за землю.

 

«В схему нужно вносить изменения, в частности, для того, чтобы привести ее в соответствие с новыми требованиями ГОСТа. Один из самых жестких запретов заключается в том, что не допускается реклама над проезжей частью – это и растяжки, и любые рекламные формы, которые находятся над дорогой. Все это должно быть в схеме, однако на сегодняшний день этих изменений нет, и когда появятся – неизвестно. Помимо этого, гостевые маршруты также должны появиться в схеме, и это нужно делать до того, как заключать новые договоры», – рассказал изданию представитель бизнеса.

 

Депутаты городской думы отмечают, что на данный момент действительно нет ясности, когда будут вноситься необходимые изменения и когда начнется нормативное регулирование рекламного рынка. При этом сами участники отрасли прогнозируют глубокий кризис, который может закончиться увольнением сотрудников.

 

«На сегодняшний день взята пауза, потому что непонятно, по какому принципу проводить эти торги. Есть огромное количество всевозможных взаимоисключающих интересов. У Главархитектуры свое видение ситуации, с другой стороны, есть вопрос наполнения бюджета. Помимо этого, есть бизнес, который бы не хотел порядка 200-300 человек выгнать на улицу. Но если эта неопределенность так и будет продолжаться, именно это и произойдет», – отмечает Михаил Смирнов.

 

 

По оценке участников рынка, на сегодняшний день в Челябинске размещено 1490 крупных рекламных конструкций формата 6х3. При этом есть еще порядка нескольких тысяч вывесок, из которых 4000 не подпадают под стандарт дизайн-кода. В целом, рекламный рынок ожидает сокращение как минимум в полтора раза, отмечают собеседники издания в отрасли, подчеркивая, что ситуация и без того тяжелая.

 

«Рекламная сфера в принципе находится в упадке, потому что объемы размещения сильно сократились, цены упали, мы балансируем на грани рентабельности. Мы пока что не научились работать даже в этих условиях, поэтому невозможно спрогнозировать, что будет дальше. Возможно, на рынке положительно скажется то, что какая-то часть наружной рекламы из города уйдет. Но вопрос в том, как это будет происходить, и кто от этого выиграет», – поделился мнением собеседник в одной из рекламных компаний города.

 

Собеседники издания в депутатском корпусе указывают, что частично новые правила игры могут появиться после того, как Союз архитекторов России представит в декабре этого года новый план развития городского пространства Челябинска. На данный момент в столице Южного Урала проходит серия консультаций с президентом союза Николаем Шумаковым. На основании документа мэрия сможет приступить к актуализации схемы размещения рекламных объектов, и только после этого – объявлять торги.

Получить компетентный комментарий о конфликте на рынке рекламы в Главархитектуре Челябинска изданию сегодня не удалось. На протяжении рабочего дня официальные номера телефонов на звонки не отвечали.

 


Источник: Полина Мудрова, «Правда УрФО»

Возврат к списку